Использование возможностей интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку
Под средствами компьютерных технологий понимаются программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
Основным методом использования интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие пользователя с программной системой. Программная система характеризуется в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов). При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.
При использовании интерактивной технологии учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Следует отметить, что за последние несколько лет государством были проведены различные кампании, по результатам которых большое количество школ и учебных заведений были оснащены компьютерами и мультимедийными досками. В результате повысился уровень мотивации учеников, процесс обучения стал намного интереснее (с точки зрения учеников) и эффективнее (по результатам проверки усвоенного материала).
Как известно, вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету "иностранный язык” уделяется большое внимание, как в методике обучения этому предмету, так и в психологии. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с:
- созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
- вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
- характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;
- использованием на уроках аудиовизуальных средств;
- использованием личностной индивидуализации;
- разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:
- вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
- проблемность заданий и ситуаций;
- контроль знаний умений и навыков;
- использование познавательных игр;
- страноведческий материал и, конечно, доброжелательное отношение учащихся.
При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:
- Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.
- Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.
- Сам предмет "иностранный язык” – т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.
Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.
Остановим наше внимание на рассмотрении того, как мы обучаем английскому языку.
На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например Smart Board. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ученика к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний.
Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.
Перейдём к непосредственному рассмотрению использования возможностей интерактивной доски Hitachi Software StarBoard в процессе обучения английскому языку на примере фрагментов уроков по учебнику Кузовлева за 9 класс по теме "Music”.
Целью данного раздела является совершенствование грамматических навыков и навыков говорения по теме.
Для достижения заявленной цели мы используем следующие задачи:
- Совершенствование лексических навыков по теме;
- Обеспечение активной деятельности каждого ученика на уроке;
- Расширение кругозора уч-ся;
- Привитие культуры поведения.
Данное упражнение рассчитано на использование стилуса, для того, чтобы заполнить пропуски в предложениях, одновременно делая установку на проверку написанного на доске.
На пример: Michail Boyarsky is a famous actor.
Одна из функций интерактивной доски – «шторка». Она позволяет скрывать часть экрана. Рассмотрим эту возможность на примере следующего упражнения:
Ученики называют исполнителя а затем жанр/стиль его музыки/песен, учитель отодвигает шторку для выявления правильного ответа.
Так как тема раздела – «музыка», то мы сочли целесообразным познакомить обучаемых с правилами этикета в Англии на концертах.
Исходя из того, что грамматическая тема одного из уроков – Reported Request, то мы предложили след. задание – трансформировать предложения, используя грамм. конструкцию.
В результате, на доске записываются предложения, при допущении ошибки, другой ученик имеет возможность её исправить, используя другой цвет пера.
Обозначим ещё одну функцию интерактивной доски – возможность прослушивать музыкальные произведения.
Данный слайд предоставляет собой разработку фрагмента урока, направленного на проверку усвоенного материала. Учащиеся прослушивают отрывок музыкального произведения, называют жанр и записывают его в соответствующей графе кроссворда.
По итогам проведенного анализа возможностей использования интерактивной доски, следует отметить ее преимущества:
- в результате внедрения компьютерных технологий у школьников повысился уровень мотивации;
- как следствие, улучшились знания по предмету;
- использование интерактивной доски дает возможность продемонстрировать большее количество иллюстраций и фотографий различных людей, мест и т.д.;
- предоставляется возможность разнообразить урок;
- ученики могут писать на доске, с последующим выявлением ошибок, обсуждением и исправлением.
Список используемой литературы:
- Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003.
- Некрасов С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 1(24). С. 42 – 45.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы – М.: "Высшая школа”, 1970
- Карпенко М.П. Дистанционные образовательные технологии – путь в XXI век – В кн.: Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 25–27 ноября 1998 г.) / Под ред. В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, Д.Э. Колосова. – М.: МЭСИ, 1998.
- Электронные интерактивные доски SmartBoard - новые технологии в образовании / http://www.smartboard.ru/.
Дворникова Любовь Сергеевна
учитель английского языка МОУ СОШ 5 г.Армавира
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.