Хабибуллина Г.Н., Барсукова Т.В., 25.01.2013 0

Экологическое воспитание на уроках литературы


Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев, способных восхищаться красотой природы? Нам думается, что помочь в этом могут уроки литературы, посвященные теме «Человек и природа».


Обсудить статью Опубликовать свой материал
На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Этот многозначный поэтический афоризм заключает в себе как бы квинтэссенцию того, что мы понимаем под экологической культурой. Экологическую культуру, как и любую другую, необходимо воспитывать. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания.

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему за это, мстит экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе.

Человек и природа

Работа по этой теме может быть организована во всех параллелях. Так, в средней школе на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.

В 10 классе тема «Человек и природа» рассматривается при анализе романа «Отцы и дети». В частности, на семинарском занятии «Проблемы вечных человеческих ценностей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», наряду с другими, ставятся вопросы: «В чем прав, в чем не прав Базаров в своих высказываниях о природе?», «Как решается эта проблема в наши дни?» Учащиеся анализируют пейзажи, помогающие понять не только отношение Базарова к природе, но и отношение самого Тургенева к природе и к Базарову. На семинаре десятиклассники убеждаются, что утилитаристский взгляд Базарова на природу оказывается несостоятельным. Перед лицом вечной «равнодушной» природы, которую Базаров считал «не храмом», а «мастерской», оказываются несущественными его идеалы, и подвиг его не находит награды.

В выпускном классе при изучении современной публицистики также целесообразно рассмотреть тему «Человек и земля, человек и природа». Первым этапом может стать лекция учителя, на которой обозначатся общие проблемы темы, её современное звучание в жизни и литературе. На лекции могут быть развиты следующие тезисы:

После проблем мира и войны, проблема человека и природы - самая важная в нашей современности. (Айтматов «И дольше века длится день», А.Ким «Отец-лес» рассказы Ю. Казакова, К. Паустовского, Ф. Абрамова и др.) Говорить об экологии сегодня необходимо, так как это одна из форм защиты природы. (В. Распутин «Прощание с Матерой», С. Залыгин «Поворот. Уроки одной дискуссии »). Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.)

Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И. Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба»)

Вторым этапом работы могут стать уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды и др., посвященные этой теме.

Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся. Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке», «Храм» или «Мастерская»?

На основе подготовленных рефератов может быть проведена школьная конференция, к которой можно привлечь и учителей биологии, химии, географии.

Мы рассмотрели только некоторые направления в работе над темой «Экологическое воспитание на уроках литературы». Наше неравнодушие к этой проблеме позволяет нам надеется, что литература поможет воспитать не равнодушного человека, а активного защитника природы.
 
Об авторах: Хабибуллина Г.Н., Барсукова Т.В., учителя русского языка и литературы гимназии № 40 г. Казани.
Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?