Маргарита Данилова,
20.06.2013 0
Формирование орфографических навыков учащихся. Что входит в это понятие?
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.
При этом надо учитывать, что слово "автоматизированный" «означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации». Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный навык «позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным…». Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.
Объем знаний по орфографии определен школьной программой по русскому языку. Кроме того, в программе указаны основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся того или иного класса.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
- высокий уровень преподавания орфографии;
- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
- знание орфографических правил;
- знание схемы, применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.
Причем следует подчеркнуть, что «упражнение и правильно понятая тренировка — это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи; в процессе которой первоначальное движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется». Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
Как известно, формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в 1-3 (начальный курс) и в 5-6 (основной курс) классах. Повторяется в 7-8 классах и в 9, 10, 11 классах. Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем — совершенствуются.
Как известно, формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Орфография изучается в 1-3 (начальный курс) и в 5-6 (основной курс) классах. Повторяется в 7-8 классах и в 9, 10, 11 классах. Таким образом, в первые шесть лет школьного обучения орфографические навыки формируются, а в дальнейшем — совершенствуются.
Что изучается в начальной школе
В 1-3 классах орфография изучается на элементарной лингвистической основе.
В поле зрения учащихся находятся все четыре части русской орфографии:
- Обозначение звуков буквами.
- Раздельное написание слов.
- Употребление больших (прописных) и малых (строчных) букв.
- Перенос частей слова с одной строки на другую.
На этой основе у учащихся начальной школы складывается первоначальное представление о русской орфографии и формируются элементарные навыки правописания.
Орфография в 5-6 классах
В 5-6 классах перечисленные выше правила закрепляются на другом, более трудном, дидактическом материале (отрабатываются неизученные в начальных классах трудные варианты соответствующих орфограмм). Именно так решается вопрос о преемственности между начальными и 5, 6 классах.
Орфография в старшей школе
Работа по орфографии в 7-9 и 10-11 классах имеют свою специфику. В 7-9 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 класса и в конце учебного года в 9 классе, при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.
В 10-11 классах учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков:
- обращаться к справочной литературе
- исправлять ошибки
- вести работу по предупреждению ошибок.
Изучаемые в школе орфографические правила детализируют применительно к отдельным частям орфограмм основные принципы, лежащие в их основе. Ни в одном классе учитель не должен упускать из виду, к какой части орфографии относится изучаемое орфографическое правило и на каком принципе оно основано. В таком случае учащиеся будут воспринимать отдельное орфографическое правило как часть целого. Они должны знать части русской орфографии: основные положения, свойственные каждой части.
Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык — это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы». При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия. В результате вырабатывается прочный орфографический навык.
Что значит "развить речь учащихся"? Развить речь учащихся — это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над словосочетаниями, предложениями связной (контекстной) речью.
Что значит "развить речь учащихся"? Развить речь учащихся — это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над словосочетаниями, предложениями связной (контекстной) речью.
Работа по развитию речи на уроках русского языка состоит из трех этапов:
- Овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.
Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при осуществлении связи между обучением орфографии и развитии речи. Эта связь имеет место в тех случаях, когда при изучении орфографии попутно производится работа над произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного запаса. В ходе формирования навыков связной (контекстной) речи попутно производится работа и по орфографии. Обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык — это речевой навык.
Изучение орфографических правил как руководство к действию
Первым условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Формирование орфографических навыков является сознательным процессом. «Всеобщее признание, — пишет Д.Н. Богоявленский, — получил принцип сознательного усвоения орфографии, по которому основой обучения орфографии полагались грамматические знания учащихся, а самообучение строилось на изучении орфографических правил и на выполнении разнообразных орфографических упражнений». При этом важное значение придается осознанию способов орфографических действий и вариантности дидактического материала для упражнений по орфографии.
Очень важно добиться того, чтобы правила были руководством к действию для учащихся в практике их письма. Это возможно тогда, когда смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограмм указываются в той последовательности, которая фактически нужна ученику при анализе соответствующих орфограмм, т.е. схема орфографического разбора строится в полном соответствии с формулировкой орфографического правила.
В результате учащиеся, усвоив эту формулировку, запоминают и схему применения правила (схему орографического разбора). При выполнении упражнений типа списывания, при написании диктантов, работ творческого характера школьники производят орфографический разбор в устной и письменной форме в соответствии со схемой орфографического разбора, т.е. учатся применять орфографические правила в ходе письма.
Дидактический материал для упражнений должен подбираться с учетом вариантов орфограмм, т.е. с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при письме.
И последнее: необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся уяснили основные принципы каждой части русской орфографии и чтобы эти принципы были для них своеобразными «общими правилами». Внутри первой и второй частей русской орфографии правила группируются с учетом опознавательного признака орфограммы. Прежде чем изучать новое правило, необходимо повторить все ранее изученные правила с этим же опознавательным признаком. Это будет способствовать систематизации знаний по орфографии, глубокому освоению формулировок правил, осмысленному запоминанию обобщенной схемы их применения. Такая работа важна на всех этапах изучения орфографии в школе: при формировании орфографических навыков в 5, 6, 7 классах, в ходе совершенствования в 8, 9 классах, при обучении учащихся 10, 11 классов самостоятельной работе.
Источники
Источники
- Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь», Москва, Просвещение, 2000 г.
- С.Г. Бархударов, С.И.Ожегов « Орфографический словарь русского языка»
- Н.В. Соловьев « Русское правописание», орфографический справочник. СПб 2000 г.
Об авторе: Данилова Маргарита Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 212 Санкт-Петербург Фрунзенского района
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также