Здравствуйте, меня зовут Сергей. Я руководитель разновозрастного военно-патриотического объединения «Разведчики». Существуем мы уже довольно давно, материальное обеспечение на достойном уровне, результаты деятельности тоже внушительные. Дети, которые входят в наше объединение, имеют «высокий уровень уважения» среди сверстников. И вроде бы всё у нас хорошо. Но есть, на мой взгляд, одна серьёзная проблема: наше объединение ограничивается «стенами учебного учреждения». Конечно, ребята выступают на различных конкурсах и соревнованиях, ходят в походы, участвуют в профильных сменах лагерей, сами, совместно со взрослыми, организуют спортивные, лидерские, творческие, экологические смены, акции… Нас уже узнают по ярко-синей форме не только в городе, но и в области. Но, тем не менее, «стены учебного заведения» как дают большие возможности для развития, поддерживают, помогают, так и ограничивают… Я имею в виду то, что наше объединение является малой социальной группой (термин социальной психологии), у нас есть свой устав, свои традиции, которые соблюдает только наше объединение. Мы, конечно, участвуем в различных слетах, фестивалях по обмену опытом, но каждое объединение, представляя себя, хочет доказать, что именно оно (объединение) самое лучшее, самое интересное, самое яркое. Каждый «тянет одеяло на себя».
СПО ФДО стремится объединить разрозненные организации. Это здорово! Но нет того «душевного единства», которое направило бы усилия взрослых и детей в одно русло, было бы узнаваемым не только небольшой группой заинтересованных лиц (мы спросили на улице у прохожих: что такое СПО ФДО? - ответов не получили); как бы хотелось чего-то одного – Всероссийского, общеузнаваемого и значимого для всех – детей и взрослых, того, принадлежностью к которому мог бы гордиться как ребёнок, так и его родители, и что бы признавало все общество, того, что выделяло бы каждого участника «огромного механизма» из общей толпы.
Давайте вспомним советское время и пионерскую организацию. Стать пионером было важно для каждого ребенка, а носить красный галстук было почётно. Маленький человек ощущал себя частью огромного механизма, он искренне верил и боялся, что если он не сделает то, что ему поручено, то всё может рухнуть. Он «вкалывал», чтобы получить это звание (пионер) и поэтому ценил его. Несомненно, перегибов было много, все было «заполитизировано»… Но общественное признание пионерская организация получила не приказами свыше, а долгой, кропотливой работой: обучали неграмотных детей и взрослых, собирали металлолом и макулатуру, помогали в госпиталях во время войны, вставали к станкам… Даже на нашем поселке пионеры просто так не сидели, они организовали движение «Дом без двоек», пропагандировали знания; родители, соседи, учителя поддержали их начинание. На многих домах поселка Народный появились таблички «Дом без двоек».
Подведем итог, в те времена была очень грамотно решена проблема воспитания подрастающего поколения в интересах как общества (государства), так и семьи. Как? Да просто: «общество» воспитывало само себя: всегда ценились честность, правдивость, трудолюбие, доброта, принципиальность, умение дружить, верность Отечеству… Прививая на уровне государства все эти качества детям, общество рассчитывало на воспитание достойных граждан. Эту задачу (воспитание достойного гражданина) ставили не только перед семьёй и учебными заведениями, а эту задачу ставили перед обществом в целом, во всех «его проявлениях». Ребёнок с красным галстуком брал на себя ответственность за достойное поведение в обществе, а задачей общества было напоминать ему про эту ответственность («уступи место старшим», «учись хорошо», «помоги другу» и т.д.).
Идём дальше - СПО ФДО. Наверно, уже все вспомнили про него!? Но готов вас разочаровать - я и не забывал. Наше объединение входит в состав СПО ФДО, как и все остальные. Но при этом ощущения единого механизма решения различных задач нет. Как я уже говорил, многие не знают о существовании СПО ФДО. Нет того «могущества», которое когда-то было. Нет единых для всех детских объединений символов и атрибутов, нет единой идеи, а, самое страшное, нет стимула в ступать в детское (молодежное) объединение. Почему? Общество не признаёт значимости объединения. Экономика в нашей стране «такая рыночная» - всё только для себя, с целью выгоды. Семья изменилась – родители пытаются работать в поте лица, чтобы обеспечить будущее своих детей. А про воспитание и мечтать не приходится! Вот и вырастает целое поколение потребителей: буду делать только то, что выгодно, «что я с этого буду иметь?», это меня не касается... А разве к этому мы стремились? Хотелось, как лучше, а получилось, как всегда… Вот и разрушили то, что воспитывало.
Может, пора задуматься над возрождением? Возродили же в 14-15 веках культуру Античности. Целую эпоху назвали – эпоха Возрождения. Может, уже пора использовать потенциал детских объединений, выводить их на «новый-старый» всероссийский уровень? В объединении дети учатся жить по-другому: ради своего товарища, ради общей цели, ради благополучия окружающих. В нашем мире это, к сожалению, не принято. Только вот боюсь, как бы понятия: дружба, родина, патриотизм, семья…- именно то настоящее, ради чего надо жить и «вкалывать», совсем не пропали из нашего сознания.
Школа, организации дополнительного образования, конечно, выполняют основную задачу – воспитание достойных граждан. Например, спортивные секции, спорт - это движение вперёд, это выработка навыка работать над собой, побеждать на соревнованиях. Задача проста: «вкалывать», чтобы побеждать, а побеждать только… ради себя, чтобы доказать, что я - лучший. И с тобой уже спортивные клубы заключают договор, оплачивают твои услуги. Опять какой-то рынок получается... Каждый сам за себя…
В школе на различных мероприятиях воспитываются гражданственность, чувство уважения, патриотизма. И вроде бы ничего другого и не надо… И все активны, и все талантливы, и все коммуникабельны, и актив есть – Совет самоуправления. Но чего-то не хватает… Может, той ярко-синей формы разновозрастного объединения «Разведчики», на которую так заглядываются прохожие на майской манифестации, может, развевающегося флага объединения, может, доброй и интересной компании, которая не бросит, поддержит, тихо прошепчет: «Эй, не кисни, ты же из Сормова»?..
Вот и выходит, что только объединения, созданные государством с целью воспитания юных своих граждан, несут в себе программу «успешного общества». Но, к сожалению, на данном этапе сильного, единого для всей России объединения детей и молодежи (с единой символикой и атрибутами для всех, деятельностью, востребованной государством и пропагандируемой государством), которое могло бы взять на себя эту задачу, просто нет.
Но есть огромное количество маленьких объединений, у каждого из них есть своя идея, своё направление деятельности, каждое объединение помогает ребенку на основании «свободы и интереса» (по О.Газман) реализовать потребности в общении и социально полезной деятельности. А, может быть, пора не только входить формально в СПО ФДО, а и придумать общее для всех детей России (с единой формой, символами, атрибутами, законами и принципами) сильное и яркое, деятельностное и инициативное объединение детей, стать членом которого захотел бы каждый?
Мы бродили вразвалку, чуть набок была голова…
Мы придумали море таким, как на старых картинах,
Мы условились в том, что открыты не все острова.
Мы придумали город, где сушатся старые сети,
Где причал и вокзал одинаково рыбой пропах,
Мы придумали город, в котором добрые дети
И развешены компасы вместо часов на столбах.
Мы придумали совесть такую, что дай Бог любому,
Если рядом беда – так попробуй-ка спрятать глаза,
Если крик за окном – так попробуй не выйти из дома.
Если шторм, кто-то тонет – попробуй спустить паруса…
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.