Каждый человек при желании может воспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в которой это позволяет делать его ближайшее окружение. В первую очередь — семья ученика.
Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой:
- информационная неразборчивость («всеядность»);
- информационные перегрузки;
- отсутствие информационной безопасности;
- у значительной части детей — информационная беспризорность.
Дети читают (если не книги, то рекламу), слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютерами для досуговой и познавательной деятельности. Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем родителей.
Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений и другие. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации. Новые образовательные стандарты включают в себя вполне конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий не только во время урока, но и при выполнение домашнего задания, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации.
Учителю необходимо расширять и углублять пропаганду экономических и информационных знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического и информационного образования.
В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей. Как правило, это неработающие мамы или ближайшие родственники (тёти, бабушки), целиком сконцентрированные на развитии ребенка. С возрастающей доступностью информационных ресурсов все больше родителей не против освоить роль «учителя» и «разгрузить» учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей.
Чрезвычайно насыщено и противоречиво информационное пространство для родителей. Переполненные полки в книжных магазинах с психологической и педагогической литературой, рубрики по воспитанию детей в многочисленных периодических изданиях, бесчисленные психологические консультативные и развивающие центры, бесконечные телевизионные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию, бездонные Интернет-ресурсы с форумами и сайтами. Каждая мать и каждый отец выбирают свою стратегию существования в этом информационном пространстве. Учителю необходимо ориентировать родителей среди растущего информационного потока в поисках нужной информации для помощи в подготовке домашних заданий, проектов.
Важным этапом в работе с информацией является её поиск. Найти среди множества книг, документов, файлов и т.д. необходимую информацию — задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная. Проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в связи с бурным ростом информационных потоков.
Как учить поиску информации?
Обучение родителей эффективному поиску информации требует соблюдения определенных этапов:
Этап поиска информации заключается в:
- Формулировке задачи поиска информации (С какой целью буду искать информацию? Для чего я её ищу?);
- Определении целесообразности использования конкретных средств информации (Нужна ли эта информация? Где эту информацию быстрее и лучше искать?): книга, библиотека, электронные издания, Интернет, другие источники;
- Определение алгоритма поиска: предметный, тематический.
- Использовании соответствующего инструментария: оглавления или предметного указателя книг, тематического или систематического каталога библиотек, различных поисковых систем и Интернет, формулирование запроса (темы) конкретным людям.
Типы информационно-поисковых задач (запросов):
- Адресный. Поиск определенного документа, о котором известны некоторые данные (авторы, название и т.д.);
- Тематический. Поиск информации (общей или частной) о предмете исследования в определенном аспекте;
- Фактографический. Поиск определенных сведений (фактов) о предмете исследования (объекте, персоне).
В своей работе по этому направлению я организую тематические классные родительские собрания, семинары-практикумы, дискуссии, беседы.
Темы родительских собраний в 3 классе:
- «Эти трудные домашние задания». Семинар-практикум. Сентябрь. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий в 3 классе.
- «Учим детей логическому мышлению». Устный журнал. Октябрь. Упражнения в помощь родителям для развития логического мышления детей (компакт-диск).
- «Компьютерная зависимость». Лекция. Ноябрь. Режим дня школьника.
- «Графическое кодирование информации в начальных классах». Обучающее занятие. Декабрь. Раздаточный материал: схемы-карточки по предметам для 3 класса.
- «Семейные чтения». Дискуссия. Февраль. Список литературы для родителей по детскому и семейному чтению.
- «Как правильно работать над развитием памяти у ребенка». Лекция. Апрель. Памятка для родителей
- «Умники и умницы». Родительско-детская викторина. Май. Внеклассное мероприятие.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Список литературы:
Список литературы:
- Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Николаева Л.Л. Учись быть читателем. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. 88 с.
Об авторе: Дементьева Ирина Викторовна, с. Воротнее, Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области).
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.