Единое гуманитарное образовательное пространство как интегрированная дидактическая система
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (то есть «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, — будь то определение стратегии интерпретации текста, запоминание фактического материала или создание алгоритма выполнения задания.
Важно отметить, что русский язык и литература по-разному способствуют формированию УУД. Литература, будучи «смысло-ориентированным» предметом, создает условия для «вчувствования», проживания, поиска способа самовыражения учащихся и соответственно в большей мере работает на формирование личностных и коммуникативных универсальных действий. Русский же язык, в свою очередь, являясь фундаментальной основой образования вообще, работает на формирование всех групп УУД в полной мере. Именно поэтому сейчас особенно важно организовать «глубинное» взаимодействие преподавания данных дисциплин не только на уровне использования материала одного предмета на другом (межпредметные связи), но и формирование общего понятийного и методического аппарата, арсенала общих требований к преподаванию данных дисциплин для формирования единого гуманитарного образовательного пространства, функционирующего как целостная дидактическая система. Это более высокий и качественно новый уровень организации учебного материала и образовательного процесса в целом. Решению данной проблемы во многом способствует интеграция.
К сожалению, на современном этапе мотивация к изучению литературы, а значит и интерес к чтению, существенно снижается. В этих условиях интегрирующим фактором преподавания гуманитарных дисциплин, способствующим мотивации учеников на чтение и отработку навыков анализа текста, естественно становится русский язык. Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, отработка модели построения сочинения на основе предложенного текста, предполагает создание системы общих форм и приемов работы, универсальной системы заданий, интегративных «метапредметных» подходов к преподаванию русского языка и литературы.
В опыте работы учителей гимназии №3 г. Ярославля традиционно достаточно активно используется интегративный подход к преподаванию русского языка, литературы и риторики. Причем, акцент делается не на подготовку отдельных интегрированных уроков, а на создание системы взаимодействия учителей-предметников.
В среднем звене на этапе создания рабочих программ по русскому языку, риторике и литературе учителя выявляют «поля взаимодействия», темы и проблемы, требующие интегративных подходов, общий понятийный аппарат, продумывают возможные формы взаимодействия, общие приемы работы и т.д. Уже в 5 классе учащиеся должны научиться не только «переносить» необходимые знания и умения с предмета на предмет, но и активно использовать «инструментарий» учебных действий для решения задач в рамках разных учебных дисциплин.
Способом взаимодействия на этом этапе могут быть интегрированные уроки, например: «Лексические особенности басен И.А. Крылова», «Смысл финала рассказа И.С. Тургенева «Муму»: от повествования через описание к рассуждению» (5 класс); «Мастерство Н.В. Гоголя в создании образов героев. «Внешнее» и «внутреннее» в описании человека», «Стилистическая роль имен прилагательных. Особенности стиля поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» (6 класс) и т.д.
Даже отдельные интегрированные уроки, представляющие собой продуманную систему работы, способны помочь учащимся воспринимать русский язык как «фундамент для развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, как основу для решения учебных и жизненных задач»; а в литературе «черпать» бесконечно разнообразный материал не только «для сердца и ума», но и для демонстрации закономерностей развития языка. При подобном подходе к преподаванию гуманитарных предметов учащимся не будут страшны ни поиск примеров изобразительно-выразительных средств, ни сочинение на лингвистическую тему, связанное со стилистической ролью того или иного языкового явления, в рамках ГИА по русскому языку.
Еще более разветвленным, на наш взгляд, может стать взаимодействие преподавания русского языка и литературы в старших классах. Продолжая формировать навыки анализа текста и разнообразные подходы к его интерпретации, учитель литературы должен иметь ввиду и формы работы, способствующие формированию учебных действий по созданию текста сочинения последней части ЕГЭ по русскому языку. Формами взаимодействия в данном случае могут стать определенные типы универсальных заданий, опирающихся на требования к выполнению данного вида работы.
Данное задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- практическую грамотность — навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.
Отработке данных умений и навыков, причем не только в 10-11 классах, а гораздо раньше (8-9), на наш взгляд, могут способствовать следующие типы универсальных заданий:
- сформулируйте основную проблему данного произведения (фрагмента, отрывка, эпизода) и предложите концептуальный комментарий текста;
- сформулируйте позицию автора критической статьи (статьи учебника) по поводу заявленной проблемы;
- на основе предложенного текста (эпизода, критической статьи, статьи учебника и т.д.) составьте план-алгоритм авторских рассуждений по заявленной проблеме;
- работа с «деформированным текстом»: соберите из предложенных фрагментов текстов двух разных («полярных») авторов систему авторских рассуждений каждого, исходя из авторской позиции по одной и той же проблеме;
- докажите или опровергните авторскую позицию (текста, статьи, высказывания и т.д.) по данной проблеме, приводя не менее двух аргументов;
- «превратите» данный эпизод в аргумент, доказывающий справедливость вашей позиции по заявленной проблеме;
- аргументом в доказательство какой из сформулированных проблем может стать данный эпизод (фрагмент статьи учебника, точка зрения критика и т.д.);
- восстановите логику рассуждений автора сочинения, дополнив его аргументами (сформулировав проблему, заявленную в эпизоде) и т.п.
На этапе знакомства с требованиями к сочинению второй части ЕГЭ по русскому языку и при закреплении навыка создания текстов подобного типа возможно (даже необходимо) проведение интегрированных уроков. Так, например, по завершении работы по анализу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» нами был проведен урок «От текста — к литературному аргументу».
Поводом для проведения подобного интегрированного урока (русский язык — литература) в 10 классе является необходимость продемонстрировать учащимся «потенциальную» готовность литературного произведения быть отражением «вечной» проблемы; наглядно представить процесс «превращения» примера из художественного текста в литературный аргумент.
Выбранный в качестве литературного материала роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не только наглядно демонстрирует возможность одновременного существования в произведении множества проблем, но и задает возможность их разностороннего толкования.
Логика урока, основанного на исследовательских и поисковых методах и формах работы, позволяет учащимся самостоятельно двигаться от размышлений о проблематике романа и публицистического текста к «оформлению» литературного аргумента; а творческая составляющая урока (чтение по ролям, экспресс-анализ эпизода) дает возможность прочувствовать наглядность примера. Важно отметить и тот факт, что данный урок — это лишь начало поиска, который «наводит на размышления», «шевелит ум» (Д.И. Писарев).
При подготовке этого урока из множества проблем романа И.С. Тургенева (многие из них были названы и прокомментированы учениками в начале урока) выбрана не самая очевидная, даже скорее второстепенная, – влияние музыки на человека, ее роль в процессе формирования личности. Сделано это было именно для того, чтобы продемонстрировать воочию такое странное «сближение», такую неожиданную параллель… Текст А. Батыгяна выводит учащихся на размышление о самих себе, а примеры из романа «Отцы и дети» дают возможность посмотреть на себя со стороны.
В 11 классе возможна совместная работа (интегрированный урок, или система уроков) по соотнесению проблематики литературных произведений с проблемами, заявленными в текстах ЕГЭ по русскому языку. Так, на обобщающем уроке по творчеству Е. Замятина учащимся было предложено подобрать на страницах романа «Мы» примеры, подтверждающие позицию автора одного из четырех текстов (по разным, но созвучным роману проблемам), разобранных и прокомментированных на уроке русского языка («воздействие природы на человека» по В. Пескову, «последствия воспитания человека в условиях тоталитарного государства (несвободы)» по В. Шаламову, «технический прогресс и его последствия» по Е. Абрамяну, «музыка и ее роль в воспитании человека» по А. Батыгяну). Подобная работа не только способствует формированию навыка аргументации собственной позиции по заявленной проблеме, но и демонстрирует «широту и глубину» проблематики классических произведений, разноаспектность художественного анализа действительности мастерами художественного слова.
Так, ничего не изобретая, но выстраивая систему взаимодействия, можно способствовать формированию универсальных учебных действий, не только реализующих подготовку к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и углубляющих представление о возможных формах интерпретации текста, но и усиливающих мотивацию к изучению литературы.
Используемая литература:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011.
- Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответов экзаменационных работ ЕГЭ 2011 года по русскому языку, часть1-3, сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru/).
Об авторе: Вьюшина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия №3 г. Ярославль.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.