Наталья Зорина, 25.02.2015 1

Образование в Турции. Взгляд бывшего российского учителя на турецкие школы


На первый взгляд, турецкое образование кажется обычным. Детишки ходят в школу, учат уроки, выполняют домашнее задание и сдают экзамены. Но при более близком рассмотрении оказывается, что в турецких школах все не так просто и гораздо интереснее по сравнению с нашими российскими учебными учреждениями. Другие традиции, другая культура и совершенно иное представление об окружающем мире складываются у детей не только под влиянием домашнего и школьного воспитания, но и общей идейной направленности обучения.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Школьное образование делится на три этапа:

  • начальное 4 года (ilk okul);
  • среднее 4 года (orta okul);
  • лицей 4года (lise).

Любой ребенок, достигший шести лет, обязан поступить в первый класс. Учебный год начинается не 1 сентября, как это принято в России, а в 10-х числах. Особой торжественности в начале учебной жизни турецкие родители не видят. И, хоть их чадо и идет в школу в самой красивой и новой одежке, как правило, все торжество ограничивается знакомством ребенка с учителем и напутствия директора и администрации школы под звуки турецкого гимна. Патриотическое воспитание детей начинается с первого дня, и самой первой обязанностью и домашним заданием бывает выучить гимн страны наизусть, потому что каждое утро его распевают перед входом в школу или в классе на первом уроке.

Начальное образование длится 4 года. Если оценивать программу турецких школ и российских, то по сравнению с нашими учебниками программа турецких школ кажется более приземленной и адаптированной для детских умов. Например, в школах есть предмет sosiyal belgesi — нечто вроде примитивной социологии, где детям объясняются правила поведения в гостях, прививаются хорошие манеры, рассказывается об опасностях, которые могут их подстерегать на улицах и так далее. Так же изучаются такие предметы, как турецкий язык, религия, математика и fen — это совокупность таких наук, как биология, физика и химия. Со второго класса начинают изучать английский язык.

К домашнему заданию в школах подходят очень строго, но оно всегда творческое и не перегружает ребенка. Как-то ко мне пришел соседский мальчик, четвероклассник, и попросил помочь составить ему «карту тела человека» из таких подручных материалов, которые бы показывали назначение и функцию того или иного органа. Он уже прилепил в центр ватмана стакан, символизирующий желудок, трубочку от лимонада, являющуюся пищеводом и принес с собой целый пакет с разными безделушками, не зная, что с ними делать. И вот мы вместе вдохновленно приклеивали камушки (которые обозначали зубы), губку (которая должна была показывать фильтрующую функцию печени) и даже конфетку, которая была поджелудочной железой, вырабатывающей инсулин.

Зашифровать письмо, составить карту сокровищ, составить план местности или путь до школы на листе — подобного рода задания дают довольно часто, поэтому ребенок не утомляется и ему интересен учебный процесс.

На родительские собрания ходят как мамы, так и папы, причем последних бывает больше. Школы, как правило, оснащены необходимым оборудованием и родителям не приходится выкраивать из своего кармана деньги на жалюзи для окон или второй телевизор. Максимум, что может позволить себе учитель — это попросить помощь у родителей в установке оборудования или в перестановке мебели.

Организация обучения

Учебный год поделен на два семестра — по четыре месяца каждый, между которыми есть двухнедельные каникулы в конце января. Последний семестр захватывает почти половину июня. Кроме того дети не учатся по официальным и религиозным праздникам. Учителя, к слову сказать, тоже. Они точно так же имеют законные выходные в такие дни.

Учебный процесс в школах происходит в две смены. Первая смена начинается очень рано, в некоторых школах до семи утра. Приятно то, что сигналом к началу урока является не пронзительный, холодящий душу и дребезжащий звонок, а приятная классическая мелодия. Питание в школах организовано очень хорошо. Дети сами приносят с собой еду, но так же в самой школе есть буфеты, в которых можно быстро и недорого подкрепиться.

Очень развито транспортное сообщение. За определенную плату вашего ребенка забирает от дверей дома и доставляет специализированное частное маршрутное такси. Такой услугой пользуются практически все дети, даже если и живут всего в нескольких кварталах от школы.

Школы Турции

Семья на встрече с учителем. Учитель и ученик — в центре

В Турции наряду с государственными, есть и частные школы. Считается, что уровень образования в них выше. Учебниками детей обеспечивает школа вне зависимости от материального состояния родителей. Образовательный материал  предоставляется даже в том случае, если ребенок не числится в школе, а просто посещает ее.

Образовательная программа в Турции одна. Она идеологична и прославляет лидера Кемаля Ататюрка. Его историями из детства или жизни пронизаны практически все учебники, и во всех классах обязательным украшением является его портрет. Кроме того, детям даются такие задания, как нарисовать портрет Ататюрка, составить его генеалогическое древо, написать красивыми буквами его имя или найти и прочитать интересную историю из его жизни. В экзаменационных вопросах часто мелькает его имя, а в тестовых заданиях спрашивают про различные даты, связанные с его жизнью.

Средняя школа начинается с 5-го класса, где по-прежнему преподаются турецкий, математика, религия, физкультура, музыка, рисование. Социальный предмет и точные науки тоже продолжают изучаться. Успеваемость учеников оценивается по результатам контрольных экзаменов. Рейтинговая система оценок была введена давно и используется довольно успешно.

При поступлении в лицей (аналог наших старших классов) ученики сдают экзамен, и, учитывая проходной балл, могут поступить в то или иное учреждение. Отличительной чертой турецких школ является то, что уже в этот период дети должны определиться с профессией. Все лицеи имеют узкую специализации: техническую, социологическую, религиозную или медицинскую. Разновидностей очень много и направленность этих учреждений на определенную профессию не позволяет ребенку отклоняться от учебного процесса или находиться в неопределенности. По результатам экзаменов молодые люди выбирают университет. Престижные ВУЗы имеют довольно высокий проходной балл и чтобы попасть в такой университет, надо действительно очень хорошо учиться.

Высшее образование

В Турции есть два вида университетов — частные и государственные. Частые университеты организуют обучение на платной основе, и стоит это немалых денег. Не каждый родитель может себе такое позволить. Государственные же обучают бесплатно, но, поступая в такой университет, все расходы на книги, необходимые материалы и инструменты ложатся на самого ученика. По сути, бесплатных университетов нет. Есть редкостные счастливчики, которые выигрывают стипендию и частично покрывают ей свое обучение. Очень распространено так называемое заочное обучение. Оно тоже платное, но не такое дорогое и его могут позволить большинство абитуриентов, совмещая его с работой. Для поступления на заочное отделение проходной балл не такой высокий и позволяет получать высшее образование многим студентам, не набравшим нужное количество баллов для очного обучения.

Учителя в Турции

Что же касается учителей, то в Турции — это уважаемая и престижная профессия. Среди учителей и директоров школ гораздо чаше встречаются мужчины. После окончания университета, чтобы поступить на государственную службу в школу, необходимо сдать экзамен KPSS.

В Турции есть два типа учителей — свободный учитель (üçretli oğretmen), дипломированный специалист, не сдавший экзамен, и государственный учитель (kadrolu). Обязанности у них абсолютно идентичные, они оба дают уроки, пишут планы и участвуют в педсоветах. Различие в правах и зарплате. Первый тип учителей работают по контракту, который заключается только на один год с правом продления. Учителя вправе перейти в другую школу через год или перестать преподавать вообще, что очень плохо сказывается на учебном процессе и психологическом климате в классе. Кроме того, такого учителя могут запросто уволить по различным причинам или отказаться от его услуг без объяснения причин. И, несмотря на медицинскую страховку и прочие привилегии, они чувствуют себя социально незащищенными, что очень влияет на текучесть кадров в школе. Такие учителя получают около 600-800 турецких лир (15-20 тысяч рублей).

Кадровые учителя не имеют права менять место работы в течении трех лет (за редким исключением, предусмотренным законодательством). Их не вправе увольнять. Кроме того, их зарплата составляет 2000-2800 турецких лир, что считается довольно хорошим доходом (50-70 тысяч рублей).

Несмотря на все образовательные реформы, в Турции до сих пор огромный процент людей, которые вообще не учились в школе. Особенно остро эта ситуация просматривается в Юго-Восточном округе Турции, в таких городах, как Мардин, Диярбакр, Урфа и др. Здесь много людей, которые не умеют ни читать, ни писать не только среди стариков, но и среди молодежи. В основном от недостатка образования страдают девушки, из-за консервативно-религиозных принципов в их семьях. И хотя на данный момент, несмотря на то, что образование является обязательным, многие курдские семьи с большой неохотой отдают своих детей в школу. Что же касается самой системы образования, то ее главное отличие в свободе выбора учеником своего пути. Его не принуждают бесполезно вырисовывать в прописях идеальные буквы, он не обязан быть умным или лучше всех, но школа воспитывает в нем такие качества, как ответственность, внимательность, любознательность, что принесет ему гораздо большую пользу на жизненном пути, чем зубрежка никому не нужных правил и обязательное умение решать логарифмы. 

Об авторе: Зорина Наталья Александровна, работала в школе в РФ, сейчас проживает в Турции, где ее дети посещают школу.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии: