Виктор Федорович Шаталов — народный учитель и новатор. Методика В.Ф. Шаталова
Биография народного учителя Шаталова
В 1927 году в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.
С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.
Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.
Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.
Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР.
НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке в 1987 г. назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.
В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:
- заслуженный учитель УССР (1987);
- народный учитель СССР (1990);
- орден Знак Почёта;
Про экспериментальные же классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С развалом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке.
Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.
Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.
В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста.
Суть новаторства Шаталова
Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.
Цель методики:
1. Воспитание и формирование:
- мотивов учения;
- любознательности и познавательных интересов;
- чувства долга и ответственности за результаты учения;
- осознание себя личностью.
2. Учеба и познание:
- развитие способностей;
- знание;
- потребность в познании.
В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.
«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», — Плутарх.
Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:
- ориентация на результат;
- заинтересованность в процессе деятельности;
- заинтересованность в получении хорошей оценки;
- избежание неприятностей.
В основу своей педагогики Шаталов заложил:
- психологические законы восприятия информации;
- дидактические материалы (опорные конспекты);
- гуманное отношение к ученику — педагогику сотрудничества;
- подвижное оценивание;
- систематизацию информации;
- стройность и взаимосвязанность знаний;
- воспитание познавательной самостоятельности;
- укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.
Вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов.
Принципы построения метода Шаталова
1. Целостного восприятия информации:
- сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
- от него выстраиваются отдельные эскизы;
- постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
- особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
- новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.
2. Ограниченности восприятия информации:
- Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
- Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
- Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
- Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
- Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).
3. Сотрудничества:
- гуманное отношение к ученику;
- отсутствие критики;
- отсутствие негативной оценки знаний;
- снятие психологического напряжения в классе;
- отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).
4. Бесконфликтности (особое оценивание):
- позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
- подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
- дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
- строит открытые отношения между учителем и учеником.
5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:
- не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
- поощряет самостоятельное решение.
6. Учения с увлечением:
- учение с большим трудом;
- чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
- увлечение подвигает на новый труд.
7. Максимализма:
- в требовательности и пощаде;
- в самостоятельности и контроле;
- в загрузке учителя и облегчении его труда;
- в заинтересованности ученика;
- в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
- в просторе для сильного ученика.
8. Последовательности:
- изучение теории;
- отработка практики.
9. Здоровья:
- физическое воспитание ежедневно.
10. Открытых перспектив:
- открытое и подвижное оценивание (гласность);
- открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
- возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.
Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова
Новаторская методика лежит на 6 китах:
- Повторении.
- Контроле знаний.
- Системе оценок.
- Методике решения задач.
- Опорных конспектах.
- Спортивных занятиях с учениками.
«Учиться победно!» — вот девиз педагога В.Ф. Шаталова.
Схема уроков Шаталова
Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму:
ознакомление + понимание + закрепление + опрос
1. Объяснение:
- публичная нумерация тем;
- четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
- перерыв;
- быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
- переписывание конспекта в тетрадь.
2. Повторение:
- воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
- несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
- весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.
3. Решение задач:
- на уроке решается 2-3 типовые задачи;
- типовые задачи обязательны для всех;
- никто не пишет, все слушают;
- задачу решает ученик;
- повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
- решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
- интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.
По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.
«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», — Шаталов.
Взаимодействие с родителями по Шаталову
Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.
Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.
По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.
Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.
Уникальность авторской методики
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.
При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.
Уникальность методики также в:
- освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
- запоминании при минимуме времени максимума информации;
- выработке беглых навыков решения простых задач;
- приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
- отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
- отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
- бесконфликтности;
- быстром движении вперед;
- открытых перспективах;
- гласности;
- в реализации идеи "борьбы с двойками";
- объединении ученика и учителя;
- возможности использования в школах и ВУЗах.
Критика экспериментальной методики
Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас. Широкого распространения его методика не получила по причинам:
- не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
- уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
- идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
- упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
- отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
- неумению работать с большими текстами;
- сложности видоизменения самой системы.
Распространение и популярность методики
Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и Амонашвили.
Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова. В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.
Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.
За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.
Успехи учеников
Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).
Более 60 учеников защитили кандидатские диссертации и 12 — докторские.
В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,
Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.
С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.
В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.
Библиография
В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира.
Куда и как исчезли тройки — практический педагогический опыт работы с учениками Донецка:
- М. — 1978
- София — 1980
- Пекин — 1980
- Будапешт — 1982
- Рига — 1988
- Минск — 1989
Тройка обречена. — М. — 1995.
Точка опоры — об экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:
- М. — 1987
- Варшава — 1989
- Казань — 1990
- Минск — 1990
- Италия — 2001
Эксперимент продолжается:
- М. — 1989
- www.e-lib.info
- Донецк — 1998
Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: — 1982
Кредо экспериментатора. — М. — 1994
Введение в поиск. – Краснодар. — 1989
За чертой привычного. — Донецк —1988
Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988
Путь поиска. — СПб — 1996
Трудных детей не бывает. — М. — 2001
В будущее из вчера. — Донецк — 2001
Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003
Секундант. — М. — 2006
Жизнь продолжается. — М. — 2002
Сквозь призму сердца. — М. — 2002
Приглашение к поиску. — М. — 2002
Город в облаках. — М. — 2006
Учебные задания:
- по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.
- по истории в 4 классе. — М. — 1984.
- по истории в 7 классе. — М. — 1985.
- по тригонометрии. — М. — 1993.
17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.
Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.
Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981
Опорные конспекты по:
- физике 6 — Киев — 1976
- физике 7 — Киев —1977
- физике 8 — Ульяновск — 1988
- физике 9 — Ульяновск — 1988
- физике 10 — Ульяновск — 1988
- физике — Пекин — 1981
- астрономии — М. — 1978
- математике 4–5 — М. — 1978
- природоведению — М. — 1979
- географии 6 — М. — 1981
- высшей математике — Кр. Рог — 1985
- истории — М. — 1985
- кинематике и динамике — М. — 1989
- физической географии — Донецк — 1991
- тригонометрии — М. — 1993
Учебники:
- Геометрия — Волгоград — 1990
- Физика на всю жизнь. — М. — 2003
- Быстрая тригонометрия. — М. — 2004
- Алгебраические волны. — М. — 2005
- Геометрия в лицах. — М. — 2006
- Астрономия. — М. — 2006
- Физика чести. — М. — 2006
- Трилогия. — Архангельск — 1990
Педагогическая проза — опыт работы в школах Донецка:
- М. — 1980
- Пекин — 1980
- Тбилиси — 1988
Педагогический поиск:
- М. — 1989
- Київ — 1989
- Прага — 1995
Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001
Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987
Педагогическая адвокатура. — М. — 2006
Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984
Психологические контакты. — М. — 1989
Фото: Білецький В.С., Википедия.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.