Кибякова Надежда Александровна, 12.02.2011 3

Использование групповой формы дифференцированного обучения


Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал
Кибякова Надежда Александровна,
МОУ СОШ 10 Приморский край
г. Артём
Учитель начальных классов

Использование групповой формы дифференцированного обучения
 

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

• построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
• обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
• только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.
в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы. Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей.

В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два основных критерия дифференциации: «обученность» и «обучаемость». По мнению психологов, обученность – это определённый итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.

Для организации дифференцированного обучения я в своих классах на протяжении многих лет использую групповую форму. В группы детей формирую по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

   Объединение детей в группы производится в зависимости от их ближайших перспектив обучения. Например, в I классе объединяю в одну группу учащихся, читающих по буквам, для формирования у них навыка плавного слогового чтения; в другую объединяю учащихся, умеющих читать по слогам. Тут моя задача— достичь навыка чтения целыми словами. В третью группу объединяю учеников, которые умеют читать целыми словами. В данном случае я распределяю учащихся в группы по способу чтения, поскольку в I классе одна из главных задач — научить всех свободно, правильно и выразительно читать.

Объединяю учащихся и в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы.

Велика роль и дифференцированных домашних заданий, которые я также стараюсь индивидуализировать. Но, дифференцируя домашние задания, я делаю это с таким расчетом, чтобы проверка их не занимала более 5—7 минут. Как правило, я даю домашнее задание в одном варианте, но дети, которым нужна помощь, получат от меня дополнительно образцы, опорные схемы, памятки. Но для некоторых учеников я готовлю индивидуальные домашние задания, которые позволяют детям работать не только в соответствии с их уровнем подготовленности, но и соответственно уровню их индивидуальных возможностей. При этом важно учесть и самых слабых, и самых сильных учащихся.
 



 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 Ckorpions • 00:06, 10.08.2011
Благодарим за статью
[Материал]
avatar
2 natashik_75 • 08:19, 24.02.2011
А я тоже постоянно пользуюсь групповой формой работы. Когда недавно у меня был открытый урок, одна учительница спросила: "Ты долго с ними репетировала?" А я вообще никогда этим не занимаюсь. Дети при таком способе работы активны практически все, и знания они получают не в готовом виде, а сами их добывают.
[Материал]
avatar
1 Медик • 10:44, 14.02.2011
А можно увидеть пример ваших заданий?
[Материал]