Классный коллектив: мотивация к успешной учебной деятельности
учитель математики высшей квалификационной категории
ГОУ СОШ № 337 г. Санкт-Петербург
Определений понятия «классный коллектив» очень много: и все они разнятся в зависимости от той общественно-экономической формации, которую проживает наше государство. Никто из коллег не удивится тому, что нынешний классный коллектив прагматичен, меркантилен, чем пионерские и комсомольские классные коллективы. Но эти условия, по-моему, повышают мотивацию к образовательному процессу, делают классы более работоспособными.
Коллективизм - теперь привычнее – корпоративность - проявляется в том , что современные ребята пытаются в полном объёме реализовать своё право на образование и не позволяют кому-либо (нерадивому однокласснику) нарушать это право. Поэтому могу сделать вывод, что образование всё-таки является потребностью у нынешнего подрастающего поколения. Работая в школе, постоянно наблюдаю, как ребята сами осаждают того, кто пытается отвлечь от работы на уроке. Обывателю может показаться странным, но ребята хорошо осознают, что их «начальный капитал» - это не родительские сбережения, а твёрдые знания.
Надо отметить и то, что более слабые ученики «тянутся» за более успешными, так как собственно сам классный коллектив и создаёт условия успешности для каждого ребёнка и класса в целом. Тот ребёнок, который позволяет себе роскошь учиться «спустя рукава», остаётся без поддержки своих одноклассников. И чтобы не оказаться «выброшенным» из классного коллектива, отстающий ребёнок пытается «подтянуться» к основной массе , старается стать «среднестатистическим» учеником, быть признанным в своём классе. Такой классный коллектив, безусловно, успешен.
Хочу отметить ещё одну, на мой взгляд, особенность: в успешном классном коллективе каждый становится конкурентом по отношению друг к другу. А это тоже является не малым стимулом к борьбе за свою успешность. И для учителя, с моей точки зрения, работать с таким классным коллективом комфортно.
Сравниваю постоянно два класса одной параллели: в один из них, войдя четыре года назад, объяснила, как мы должны работать; каких результатов добиться, так постепенно и продвигаемся к поставленной цели. Сразу пришлось отметить, что класс - с высокой работоспособностью; каждый пришёл учиться и к учёбе относится как к потребности. Нельзя сказать, что в классе все изначально учились на «4» и «5». Да и сейчас 50 % ребят хотели бы расслабиться и «тянуться» на свою «3», но классный коллектив здесь и проявляется: негласно установился закон: «я буду учиться, и никто на моё право учиться не посягнёт». И опять же негласно установлено: законодатель - сильный ученик, а слабому - места не будет, если он не будет стараться получить более высокий результат. Ёщё раз подчёркиваю, что если бы класс позволил, то добрая половина класса - «троечники и двоечники», но проблему решает сам классный коллектив и не приходится писать «план работы с отстающими».
И другой класс в этой же параллели: дружные - в прямом понимании этого слова. Не только вместе в школе, но и все вместе идут домой, провожают друг друга, утром все вместе встречаются, а потом уже идут в школу. Но и в школе не учатся, а общаются друг с другом. А образовательный ресурс, по-моему, намного выше, чем у «параллельного» класса. Но не сформировалась изначально потребность учиться, природные данные не закрепились, а растратились. Уроки для многих - отбывание «повинности». Значит, и мотивация к образованию слабая. И тогда именно учителю приходиться заставлять учиться сначала на свою»3», а потом доказывать, что научиться могут все, но обязательное условие - надо превратить поход в школу из развлечения в необходимость и формировать тот классный коллектив, в котором каждый будет стимулом для продвижения вперёд и вверх.
Не модель рынка?
Безусловно, надо учить каждого помогать друг другу. Но дать списать слабому однокласснику - всё-таки «медвежья» услуга. Мы же с вами в нашей взрослой жизни не отдадим зарплату бездельнику, алкоголику, прогульщику? Поэтому, с моей точки зрения, надо стараться помогать иначе… Но если тот, кому адресована помощь, принять её не захочет, может, сам постарается побороть себя, свою лень, разобраться в материале, а затем, если не всё самому удастся, воспользоваться помощью (не списыванием) ребят?!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.