Роль семьи в формировании ценностно-смысловой позиции ребенка
заместитель директора
по учебно – воспитательной работе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
села Пелагиада, Шпаковский район
Ставропольского края
Большинство родителей считают, что получение знаний и воспитание – это задачи учителей. Однако все без исключения учителя совершенно правильно утверждают, что именно в семье ребёнок получает первые навыки общения, систему ценностей. Всё прекрасное в ребёнка вкладывают только родители, и только родители должны воспитывать такого ребёнка, который будет своей деятельностью способствовать процветанию своей страны. Здесь уместно будет вспомнить слова Альберта Лиханова: «Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя всё, что грамотно или безобразно написано родителями».
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, большое количество обнищавших семей. Происходит дифференциация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их нежелание работать. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чём свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с социумом и другими людьми.
«Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» отмечал в своё время В.А. Сухомлинский. Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчёркивала роль семьи особенно для детей младшего возраста, ибо в семье ребёнок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражении чувств. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к разным воздействиям и склонного к подражанию ребёнка. Установлено, что именно в дошкольном возрасте матери принадлежит особая роль в становлении личности ребёнка. Врачи – психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве. Изучение сотрудниками ВНИИ МВД большой группы лиц, осуждённых за тяжкие преступления, показало, что 80 – 85 % преступников не имели с детства нормальных тёплых внутрисемейных отношений.
В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы.
Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи. Дети - зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества:
— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
— не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
Семья, испытывая большие трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остаётся ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения. Именно здесь формируются духовно – нравственные ценности, которые передаются из поколения в поколение. И никогда не устареют слова А. Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно являются для россиян значимой. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений.
Список использованной литературы
1. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М., 2003.
2. Желдак И.М. Искусство быть семьей: практическое руководство. – Мн., 1998.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1992.
4. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. - М., 1977, т.1.
5. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
6. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений / сост. Семенов Г.С.. – М.: Школьная пресса, 2004.
7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1978.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.