Полюбить необходимо и возможно (из опыта работы с гиперактивными детьми)
учитель начальных классов школы №354,
победитель конкурса «Лучший классный руководитель» 2007
Хотя сегодня о проблемах детей с синдромом дефицита внимания говорят и пишут всё чаще и чаще, мне никогда раньше не доводилось сталкиваться с гиперактивными детьми, несмотря на внушительный стаж и опыт моей работы. Безусловно, я знакомилась с некоторыми публикациями на эту тему, старалась вникнуть, понять, но теория оставалась теорией. И вот случилось и со мной…
Как обычно, принимая своих новых учеников в очередной раз, я попросила родителей написать сочинение о своём ребёнке, стараясь описать как можно подробнее особенности его характера, привычки. И вот в одном сочинении читаю: «Синдром гиперактивности даёт о себе знать. В отношениях со сверстниками Ира (имя изменено) дружелюбна, но всегда старается взять инициативу на себя, стремится к лидерству. В более раннем возрасте, если кто-то отказывался поддержать её игру, её идею, устраивала «скандальчики», иногда даже очень громкие. В коллективе излишне подвижна, иногда невнимательна, громкая. Хотя мы, родители, всячески объясняем ей, как надо себя вести, даже ругаем, тем не менее она такая пока. Ей нравится, что называется «поработать на публику», но в каких-то баловных идеях. Так как нервная система неустойчива, Ире свойственны обидчивость, плаксивость, неуравновешенность, невнимательность. Если Ира по какому-то поводу расплакалась, то утешения ей, конечно, необходимы, как и любому ребёнку, но недолгие. Иначе она будет больше углубляться в свою проблему, расстраиваться. Лучше отвлечь её чем-нибудь, тогда она сама быстро успокоится…» Среди положительных качеств родители отмечали стремление учиться, достаточно высокий уровень интеллекта, творческие способности, щедрость, инициативность, ответственность, доброту.
Ещё в трёх сочинениях встретились похожие фразы: «в играх не любит проигрывать, хочет быть первым; обидчивый, ранимый, но в то же время быстро отходит; энергичный, общительный, но иногда навязчивый; часто бросает начатое дело; невнимательный».
Итак, становилось понятно, что я столкнусь в новом классе с новыми проблемами. Главное, что я понимала уже в тот момент, что успешно решать эти проблемы будет возможно только в том случае, если мы будем действовать с родителями сообща, стараясь следовать одним правилам игры. И видно было сразу по родительским рассказам, кто из родителей понимал уже существующую проблему и был готов к сотрудничеству, а кто видел в необычном поведении своего ребёнка проявление его одарённости.
Сегодня, работая с этим классом уже четвёртый год, могу сказать, что все мои предположения о каждом из этих ребят подтвердились. Родители по моей рекомендации обследовали детей у специалистов, и в каждом случае врач констатировал наличие нейрофизиологических проблем.
Не скрою, некоторая неуверенность, иногда растерянность мешали мне порой принимать правильные решения, и ошибок избежать не удалось. Но то, что сегодня все эти дети ходят в школу с удовольствием, не чувствуют себя изгоями, учатся управлять собой и уже достигли в этом направлении некоторых успехов, говорит о том, что мы с родителями действовали и действуем в правильном направлении.
Хочется поделиться своим небогатым пока опытом работы с такими необычными детьми. Статистика говорит о том, что на сегодняшний день в Росси детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью примерно 2-3 миллиона, и эта цифра будет неуклонно расти. А значит нам, учителям, просто необходимо научиться работать с такими детьми и, что ещё более важно, научиться их любить. Почему?
Мы уже знаем, что дети с СДВГ не умеют регулировать свои действия, им сложно подчиняться правилам, беспокойны и суетливы, а значит проблемы с поведением – их постоянный спутник. Но в то же время важно знать, что порог чувствительности к отрицательным стимулам у таких детей низкий, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Значит, наша задача состоит в том, чтобы находить возможности чаще хвалить таких детей и стараться избегать наказаний. А делать это искренне невозможно, не испытывая симпатии к ребёнку. «Но ведь другие дети увидят, что мы всё прощаем таким «шалунам», выделяем их среди других, проявляем некую несправедливость»,- можете возразить вы. Вот тут-то и должна проявиться наша, учительская мудрость.
Ира (имя изменено) на уроке физкультуры обиделась на ребят, которые помешали выиграть её команде эстафету, устроила истерику и вся в слезах, рыдая, возвращается в класс. Ребята наперебой рассказывают мне, что случилось. Я вижу, что Ире трудно сдержать эмоции, и ребята обиделись. «Не переживайте, сейчас разберёмся», - подхожу к Ире, обнимаю её за плечи, глажу по голове и тихо разговариваю, показывая, что сочувствую, понимаю её. Стараюсь объяснить, что ребята старались, но сегодня победить не получилось; ошибиться может каждый, даже она сама. Всё поняла, быстро успокоилась, улыбнулась. Осталось помириться с ребятами. Я, конечно, помогаю: «Ребята, Ира очень расстроилась, так как у неё сегодня не очень хорошее настроение, она немного устала. Ей жаль, что так случилось. Правда, Ирочка?» Ира кивает головой и уже предлагает ребятам полить цветы.
Очень важно направлять энергию таких детей в полезное русло. Учитель должен создавать ситуации, в которых ребёнок сможет показать свои сильные стороны, проявить свои лучшие качества. Я стараюсь сделать этих детей своими главными помощниками.
Ира долго сидела на первой парте рядом с учительским столом, помогала мне разбирать и раздавать тетради, писала на доске число и с удовольствием откликалась на все мои просьбы. Но однажды появилась необходимость посадить на это место другого ученика, и тут началась истерика: Ира не хотела садиться за другую парту. Ребята пытались её успокоить, предлагали попить воды, но всё напрасно. Увидев эту ситуацию, я снова спешу показать Ире, что я – её настоящий друг. Помогаю ей умыться, держу за руку и «по секрету» на ушко говорю: «Не понимаю, почему ты плачешь? Ты по-прежнему остаёшься моим главным помощником. Только ты знаешь, как правильно раскладывать тетради, ты лучше всех ориентируешься в школе, поэтому только тебя я могу попросить найти в школе того, кто мне нужен. А Игорю (имя изменено) сейчас очень нужна моя помощь. Я надеюсь, что ты, как взрослый человек меня поймёшь». Ира кивает головой, улыбается, спешит к ребятам.
Совсем несложно, встречая детей по утрам, улыбаться каждому из них, спрашивать о самочувствии, настроении. А гиперактивным детям особенно важно чувствовать нашу поддержку и внимание к себе. Стать их главным другом в классе, которому ребёнок может полностью доверять, наша задача. Только так мы сможем помочь ребёнку адаптироваться в обществе. А без любви достигнуть этой цели невозможно.
«Почему ты сегодня грустная?» - спрашиваю Иру однажды утром. «Я плакала всю ночь: ведь мы скоро закончим 4 класс и уйдём от вас». Обнимаем друг друга и говорим о том, как много времени у нас ещё впереди и как много интересного нам предстоит ещё сделать вместе…
Литература:
1. Г.Е. Гун. Растим здорового ребёнка
«Нева» , 2004
2. Т.А. Шилова. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.
«Айри Дидактика». М., 2005
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.