Егорова Юлия Николаевна, 14.07.2011 3

Подготовка педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности


Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к педагогической подготовке будущего учителя. В «Концепции модернизации российского образования» определяется качественно новый уровень подготовки будущих учителей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшения системы профессионального образования.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал
Егорова Юлия Николаевна
учитель английского языка
МОУ-СОШ№11 имени В.В. Рассохина г. Армавир
 
Подготовка педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности

В настоящее время обновляется стратегия отечественного образования. Социально-экономические перемены, происходящие в нашей стране, нашли свое отражение и в школе, которая стала многообразной, открытой и гибкой. Изменились содержание и формы ее работы, наблюдаются реальные процессы гуманизации и демократизации.

Исходным моментом и своеобразным методологическим императивом рассматривается личностно-ориентированная парадигма обучения, отвечающая потребностям развития и самореализации духовного начала человека в новой социокультурной ситуации. Идея развития личности выступает как узловой момент идеологии современной школы.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь в переходе к личностно-ориентированному подходу в обучении. При личностно-ориентированном подходе может быть достигнут путь к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности школьника, где он выступает в качестве активного субъекта деятельности учения.

Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к педагогической подготовке будущего учителя. В «Концепции модернизации российского образования» определяется качественно новый уровень подготовки будущих учителей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшения системы профессионального образования и «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов...».

Для того чтобы удержать наметившиеся положительные изменения, школе необходим учитель, способный самостоятельно, творчески решать проблемы, связанные с воспитанием и обучением не безликой массы учащихся, а каждого отдельно взятого школьника с его индивидуальными, своеобразными свойствами, уровнем умственного, нравственного, физического развития личности. Именно поэтому и следует прибегнуть к переходу школы к обучению ориентированному на личность. Где ученик должен выступать главным действующем лицом, а учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источником дополнительной информации.

В связи с этим многократно возрастает востребованность учителя-гуманиста, имеющего свой почерк педагогической деятельности, способного решать задачи обучения и воспитания с позиции значимости и уникальности каждого учащегося, строить взаимоотношения на основе эмпатии, уважения и принятия личности. Сложные проблемы демократизации школы нельзя решить, не повышая требований к учителю. Поэтому одним из важнейших вопросов развития системы образования является дальнейшее совершенствование качества профессиональной подготовки педагогических кадров и, в первую очередь, подготовки учителя к личностно-ориентированному обучению.

Личностно-ориентированный подход является наиболее продуктивным, в соответствии с ним подготовка учителя рассматривается как сложный процесс, обусловленный деятельностью субъекта, в ходе которого формируется личностный смысл предстоящей педагогической работы.
Переход школы к личностно-ориентированному образованию –инновационный процесс, в ходе которого происходят не отдельные, локальные, а сущностные изменения в ее образовательной деятельности. Практически каждая школа может стать инновационной, если она: а) имеет концептуальную идею; б) способна осуществить соответствующие ей изменения в содержании и технологиях образования; в) изменить уклад жизни детей.

Концептуальная идея перехода к личностно-ориентированному образованию состоит в изменении типа образования, поворота всех его компонентов – целей, содержания, методов и форм организации, критериев оценки результатов – к личности ребенка, его ценностно-смысловому (а не только интеллектуальному) развитию. Главной проблемой инновационной личностно-ориентированной школы является преодоление ограниченности традиционной знаниевой ориентации образования и переориентация образовательного процесса на личностный уровень.

Новый подход к педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного образования позволит будущему учителю преодолевать отчуждение ребёнка от учёбы, невостребованность его личного опыта, неразвитость эмоциональной сферы, отсутствие толерантности и сопереживания, проявления ранней агрессивности и жестокости.

Сложность и многогранность социальных функций учителя предполагает качественно новый подход к подготовке будущего педагога. В последние годы исследователи выделили в профессиональной подготовке учителя несколько направлений:
1) Состояние общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе и роль учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
2) Психология труда и личности учителя.
3) Повышение эффективности педагогического труда.
4) Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, в которой можно выделить несколько аспектов:
– проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей;
– формирование личностных и профессиональных качеств будущего учителя;
– профессионально-творческое самовоспитание и самообразование учителя;
– исследование структуры педагогической деятельности;
– разработка содержания, методов и форм теоретической и практической подготовки будущего учителя.

Необходимость пересмотра прежних норм, эталонов, стереотипов обуславливает заинтересованность современных исследователей в поиске альтернативы традиционным подходам к профессиональной подготовке будущего учителя.

Личностный подход предполагает отказ учителя от традиционной монологической методики с её установками «передать, внушить, привить» и представляет собой процесс вхождения субъекта в личностно развивающую образовательную ситуацию, в которой учение органично включено в ситуацию развития личности.

Изменение качества профессиональной подготовки учителя с функционально-предметного на целостно-личностный уровень мышления требует исследования педагогических условий, необходимых для становления основ мастерства будущего учителя в осуществлении личностно ориентированной профессиональной деятельности, базирующейся на применении диалоговых, задачных, игровых технологий обучения, обеспечивающих развитие личностных функций учеников.

Нужно подготовить учителя к будущей педагогической деятельности способного реально осуществлять личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников, получать более высокие результаты своей профессиональной деятельности.

Современный учитель сможет осуществлять поставленные задачи лишь при условии, если он будет хорошо знать каждого ученика. Следовательно, учитель должен быть подготовлен к осуществлению не только воспитательной, учебной, методической, управленческой, организаторской, но и диагностической деятельности.

Личностно-ориентированное обучение является обучением на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, но не в традиционном его понимании. Суть личностно-ориентированного обучения в разработке и обосновании комплексной и системной технологии обучения с ориентацией на внутренние механизмы развития и функционирования личности.
Личностно-ориентированное обучение направленно не только на личностное развитие, но и на «качество образования» от сущностного понимания функций и назначения образования. В традиционном понимании образование рассматривается как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

К сожалению, литература по общепедагогическим дисциплинам не содержит достаточной информации, позволяющей подготовить будущего учителя к диагностированию объектов учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что современная педагогическая наука располагает необходимой и достаточной теоретической и технологической разработанностью этой проблемы.
 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 Nike_Pashkov • 14:06, 20.11.2011
Свидетельство №930/2011
[Материал]
avatar
2 Миклухо • 10:10, 11.08.2011
"Для того чтобы удержать наметившиеся положительные изменения, "
О каких положительных изменениях Вы говорите?
Школа - "хранилище" для детей, пока родители на работе. Образование убито.
[Материал]
avatar
1 Миклухо • 09:45, 11.08.2011
1 Л. А. Косолапова : Сборник. Педагогика высшей школы. Глава 2 – Автор...
Социально-экономические перемены, происходящие в нашей стране, нашли свое отражение и в школе, которая стала многообразной, открытой и гибкой
[Материал]