Современные педагогические технологии: интегрированные уроки географии
ГОУ СОШ № 26 Невского района г. Санкт-Петербурга
География – наука комплексная. Она основывается не только на естественных науках (химии, биологии, геологии), но и философии, как науке о познании мира, общественных науках, которые изучают законы развития общества (истории, политологии, социологии, экономике). География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солености, температуры и т.п. На примере комплекса наук о Земле можно показать, что сама степень интеграции наук может быть различной.
1 степень. Сопряжение наук, при котором границы перехода от одной науки к другой сглаживаются. Например, между химией и физикой, когда рассматривается строение атома. Примером для школьного курса географии может служить интеграция этой дисциплины с физикой, когда рассматривается строение циклона и антициклона или с химией при рассмотрении вопроса о химическом выветривании.
2 степень. Переплетение наук, т.е. когда один объект исследуется разными науками. Например, космическое пространство. В школьном курсе географии – это население страны или мира.
3 степень. Методологическое заимствование. Математические методы, метод эксперимента, статистический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод и т. д.
4 степень. Полная интеграция приводит к появлению «пограничной» науки. В этом случае возникают такие науки как биохимия, биофизика, геофизика и т.п.
Синтез географических знаний обеспечивает целостность географии как фундаментальной науки. Содержание географического образования в школе в свою очередь подразумевает:
1) систему знаний о природе, обществе, человеке, мышлении, техники, способах деятельности;
2) систему общих и интеллектуальных практических навыков и умений;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Исходя из содержания географического образования и построения курса обучения, в преподавании географии в школе возникают противоречия:
1) знания по физике, химии, биологии и т.п. учащиеся получают, начиная с 7-8 класса, а многие основные понятия географии изучаются в 6 классе;
2) многие математические методы (построение графиков и диаграмм), геометрические понятия (определение азимута предполагает умение измерять углы) учащиеся также узнают позднее;
3) формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во многом зависит от позиции и личности учителя на уроке.
Можно сделать вывод: школьный курс географии «опережает» многие учебные дисциплины. Многие понятия у ребят превращаются в абстракцию, что ведет к худшему усвоению материала, снижению познавательного интереса. Например, о давлении атмосферного воздуха ученики узнают в 6 классе, а уроки физики на эту тему пройдут у ребят почти через год. Химическую промышленность изучают в курсе 9 класса, но понятие «органическая химия» будет введено в 10 классе.
Необходимо отметить, что интегрированные уроки требуют большой подготовки. Более того, не каждый учитель географии захочет отказаться от времени на уроке в пользу химии или физики. Но «потерянное» время обязательно вернется учителю в будущем.
Например, в 6 классе при изучении темы «Атмосфера. Давление воздуха» можно продемонстрировать учащимся несколько опытов по физике. Тогда в 7 классе при изучении темы «Распределение атмосферного давления на Земле. Циркуляция атмосферы» у учащихся не возникнет проблем. Они легко будут объяснять образование муссонов, пассатов и т.д.
Чтобы не возникло непонимания, что такое химическое выветривание, можно продемонстрировать опыт по химии о взаимодействии кислоты и известняка или мрамора.
При изучении металлургического комплекса в 9 классе можно объяснить процесс выплавки металла, используя демонстрационную таблицу по химии. Если этого не сделать, то запомнить факторы размещения металлургии будет сложнее.
Но нельзя забывать, что учителя призваны не только учить, но и воспитывать тоже. В этом случае помогут литература, история, музыка, произведения изобразительного искусства. Неоспорим тот факт, что добиться цели воспитания легче, если объект, явление общественной и социальной жизни будут не только обозначены в мировоззрении человека, но и прочувствованы ими. Именно тогда человеку легче понять, принять, отвергнуть или согласиться с моральными и этическими нормами окружающей его действительности. Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру на уроке географии с сухими цифрами, абстрактными схемами рельефа, диаграммами климата, естественного прироста населения и т.п. помогут предметы художественно-эстетического цикла и произведения литературы. Вышеуказанные дисциплины ориентированны на образное мышление. Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. Схему образного мышления психологи представляют следующим образом: при восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта.
Чтобы объяснить, какое отношение имеет Эдвард Григ к строению земной коры или Владимир Маяковский к экономической мощи Урала, можно привести пример использования произведений искусства для создания образов и изучаемых явлений по теме «Урбанизация. Функции городов» в 9 классе:
Необходимо отметить, что предметы естественнонаучного цикла интегрируются с географией легче. Произведения искусства включить в урок географии труднее. Можно определить принципы их использования:
1) произведения искусства – это четко продуманное звено в общей системе работы;
2) не подменять изучение географии искусством, т.е. не увлекаться историей создания, биографией автора и т.п.;
3) не использовать произведения искусства как «фон» или иллюстрацию;
4) помнить, что произведения искусства содержат не только эмоции, но и полезную информацию;
5) использовать произведения искусства как средство в формировании образа 2-3 раза в четверть, а как средство для иллюстрации можно и чаще.
Нельзя забывать об истории и русском языке. Они помогут учителю и ребятам в топонимике, которая изучает географические названия. Географические названия в свою очередь позволяют запомнить многие факты, события и даже причинно-следственные связи.
Использованная литература:
1. Волкова А.С. Проблема использования произведений искусств на уроках географии. – М. : Просвещение, 2004 г.
2. Выгодский Л.С. Психология искусства . – Минск: Общественная мысль, 1998 г.
3. Кукушик В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003 г.
4. Арефьева Г.Я. Интегрированные уроки: география, биология, экология, ОБЖ, химия // География в школе. – 2002 г. - №3.
5. Ливанский В.М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. – 2006 г. - № 5.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.