Главная
→ Статьи → Преподавание → Другое
Бутримова М.А.,
04.10.2011 6
Размышления о насущном... (об организации конкурсов и олимпиад для школьников в Кировском районе Санкт-Петербурга)
Бутримова М.А.
методист по конкурсному и олимпиадному движению
ИМЦ, Кировский район, г. Санкт-Петербург
методист по конкурсному и олимпиадному движению
ИМЦ, Кировский район, г. Санкт-Петербург
РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАСУЩНОМ……
-Здравствуйте, уважаемые коллеги: знакомые и не очень, близкие и далекие!Сегодня, в очередной раз взяв в руки один из последних журналов «Методист», прочитав колонку главного редактора, профессора Э.М. Никитина «Легко ли сегодня быть методистом?», вздохнула и подумала:
-Совсем нелегко!.....
Задумалась:
-А легко ли быть методистом по конкурсному и олимпиадному движению, в частности?
Читая публикации в других специализированных журналах, как то ни разу не встречала статьи коллег- «конкурсников», а очень бы хотелось пообщаться, познакомиться с опытом проведения мероприятий по проведению конкурсов различной направленности и олимпиад. Ведь одно и то же дело можно выполнить по-разному!
Понимаю, что, возможно, для кого-то специфика нашей направленности не столь важна, как учебная, но это одна из граней учебного процесса и отодвигать ее на задний план не совсем правильно.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» вопросу работе с одаренными детьми посвящен специальный раздел, смысл которого, по моему мнению, состоит в построении системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, а конкурсное и олимпиадное движение, как нельзя кстати, и являются не только звеньями этой системы, но и это одной из граней работы с талантливой и одаренной молодежью.
Сегодня развивающим личность ученика являются те формы работы, которые могут оказаться наиболее эффективными. Одной из таких форм работы являются конкурсы, олимпиады.
Я занимаюсь организацией и проведением конкурсных мероприятий и туров предметных Всероссийских олимпиад в Кировском районе г. Санкт-Петербурга. Это очень ответственное и разноплановое направление.
Начну, пожалуй, с конкурсов…. Ведь конкурсы учат учиться, играя!
Конкурс - от лат. CONCURSUS - столкновение, схватка, соревнование, соискание в какой-либо области, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.
Тем и хороши любые конкурсы, что в них может принять участие - ЛЮБОЙ!, только конкурсы дают возможность мыслить нестандартно, творчески подходить к решению проблемы и выполнить ее на том самом уровне, который дает право многогранности воображения и творчества в любой области и любому участнику.
Конкурс – это такая форма занятий, которая, с одной стороны, увлекает, а с другой, может дать большой эффект. В конкурсе может принять участие любой человек. Любые конкурсы очень полезны для тех, кто не только хочет много знать, но еще и много успеть, много фантазировать, многое открыть для себя. Возможность объединить огромное количество людей делает конкурсы любой направленности уникальными, а людей, желающих принять в них участие - партнерами. Ведь конкурсы помогут помочь углубить знания по разным школьным предметам, темам, разделам. Интересные и занимательные задания конкурсов учат видеть необычное в самом обычном и привычном!
Фундамент широкого участия учащихся в конкурсах закладывается в самом начале школьного пути-с начальной школы. Практически все учащиеся начальной школы привлекаются к предлагаемым и организуемым конкурсам.
На средней ступени интерес к конкурсам дополнительно поддерживается исследовательской и проектной работой (в первую очередь, естественнонаучные проекты).
Через увлекательную и познавательную конкурсную систему в основной школе проходят, по сути, все ученики, при этом получая опыт соревнования и здоровой конкуренции.
Именно в основной школе, через систему конкурсного движения, учащиеся активно внедряются в систему предпрофильной подготовки, которая дает возможность школьникам углубить свои знания в выбранном предметном направлении.
Наконец, в старшем звене ученики включаются в систему «фильтрации» и выбора индивидуального образовательного маршрута. На этом этапе их участие в конкурсах уже связано с осознанным выбором, с определением будущего профессионального пути.
Конкурсное движение в ОУ Кировского района г. Санкт-Петербурга обширно и многогранно. Тематика конкурсов, которые проходят в школах на протяжении года, как для педагогов, так и для детей разнообразна и интересна.
Я условно «делю» все конкурсы на 4 вида:
- предметные конкурсы - являются в настоящее время одной из самых широко распространённых форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися, одним из видов дополнительного образования.
В 2010-2011 учебном году учащимся ОУ Кировского района было предложено 75 предметных конкурсов ( для сравнения в 2009-2010 уч. году - 64). Как правило, ОУ само определяет необходимость участия в конкурсах.
Немаловажным фактором является и массовость участия в конкурсах. Общее количество участников в прошедшем учебном году — 2255 человек из 46 образовательных учреждений.
Любой конкурс имеет соревновательный момент, который и делает его (конкурс), в какой-то мере, увлекательным, а участие в нем придает азартности.
409 участников из 42 ОУ стали победителями и призерами в предметных конкурсах.
- конкурсы, посвященные патриотическому и гражданскому воспитанию.
Градация школьного образования в России по профилям заставляет по – новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области гражданско – патриотического воспитания. Именно оно стало направлением образовательной политики России. Это и система знаний интегрированного и обобщающего характера, и акцентирование внимания не только на формирование высоко духовной личности, но и на выработку стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско – патриотическое воспитание является одной из основополагающей части процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая соответствует всему образовательному процессу. Все вышесказанное очень хорошо поддерживается при проведении конкурсов на данную тематику.
В 2010-2011 учебном году в Кировском районе было проведено 23 конкурса различного уровня по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию подрастающего поколения и краеведческой направленности.
В этих конкурсах приняло участие 2457 (против 1454 в 2009-2010 уч. году) школьников из 40 ОУ.
Победителями в конкурсах гражданско-патриотической направленности различного уровня стали 566 учащихся из 39 школ.
- конкурсы по популяризации профилактики безопасности, здорового образа жизни и правил дорожного движения.
Актуальным элементом воспитания в нынешней школе гражданина страны является пропаганда здорового образа жизни, подготовка его к чрезвычайным ситуациям, умение правильно вести себя на дороге.
Большую работу в этом направлении с образовательными учреждениями Кировского района проводит ЦДЮТТ. В 2010-2011 учебном году образовательные учреждения района участвовали в 13 конкурсах, посвященных профилактике безопасности, здоровому образу жизни и правилам дорожного движения.
Количество участников в тематике данных конкурсов составило 1447 человек из 44 школ, количество победителей в районных конкурсах и турах по профилактике безопасности здорового образа жизни и правил дорожного движения- оказалось 245 человек из 26 ОУ.
- конкурсы художественно-эстетической направленности.
Вырастая, он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения, мнения и сам, исходя из своих возможностей, "творит", на его взгляд, что-то красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, своим умением и восприятием.
Искусство - то, без чего немыслимо и невозможно формирование духовного мира детей. Оно пробуждает у детей любого возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Литература, скульптура, народное творчество, живопись, музыка- вот тот немногочисленный перечень направлений, без которого не обойтись! А есть еще театр, кино….
Результат и действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Школьники Кировского района вместе со своими наставниками принимают активное участие в школьных, районных мероприятиях, концертах, семинарах, а так же демонстрируют свое умение на городских и региональных конкурсах вокального и хореографического мастерства.
В 2010-2011 учебном году по данному направлению в Кировском районе г. СПб было проведено 20 конкурсов данной направленности, в которых приняли участие 964 учащихся из 46 образовательных учреждений района. Победителями и лауреатами стали 754 учащихся из 42 образовательных учреждений.
Так зачем же все-таки нужен конкурс?
Постараюсь ответить как можно короче:
конкурс ЭТО:
- способ решения некоторых проблем;
- солидно;
- доступно;
- престижно;
- полезно;
- перспективно;
- безумно интересно;
- пригодится при очередной аттестации!
- использовать приобретенные навыки на Вашей основной работе. Вы будете не просто рассказывать о "чьем-то там" участии, а опираться на свой личный опыт, свои успехи, освоенные способы достижения целей и решения возможных проблем;
- быть авторитетным экспертом. Ваше мнение будет цениться выше, чем суждения какого-нибудь "ученого", который только читал и писал что- то про конкурсы. Будьте уверены, после конкурса Вас заметят, и Вы будете получать предложения одно интереснее другого.
Конечно, Земля от этого вращаться не перестанет и океаны не поменяются местами. Но Ваши возможные проблемы останутся без решения. Ваше вспыхнувшее желание попробовать себя в новой роли будет отложено, но!, надеюсь, не забыто!
Теперь немного об олимпиадах.
«Школьные олимпиады позволяют выявить наиболее талантливых ребят – так как они представляют собой менее формальную проверку знаний и способностей по сравнению с обычными экзаменами, позволяя участникам психологически раскрепоститься,» - сказал министр образования А. Фурсенко.
И это действительно так. С 2009 года, когда высшие учебные заведения РФ стали принимать абитуриентов в студенты по результатам ЕГЭ, актуальным стал вопрос об альтернативных формах поступления в вузы. Министерство образования и науки РФ в качестве такой альтернативы предложило рассмотреть Всероссийские предметные олимпиады школьников и некоторые конкурсы как достойную альтернативу вступительным экзаменам в вузах. Стоит отметить, что лето 2011 года для абитуриентов некоторых ведущих ВУЗов страны (а среди них был и наш Большой (как его (СПБГУ) называют в народе) университет) стало очередным испытанием: сертификаты ЕГЭ принимались ВУЗами как документы подтверждающие положительные оценки абитуриента, но не более. Проходными они не стали. ВУЗы назначали свои вступительные испытания. А дипломы олимпиад победителей и призеров приравнивались к 100 бальному результату, причем как того ВУЗа, в который поступал будущий студент, так и Всероссийской предметной олимпиады.
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи.
«Олимпиада - это состязания, творчество, конкурс. А все вместе – это огромный коллектив единомышленников, опыт общения, это уважение к каждому, это чувство гордости и радости за победителя».
Цель проведения олимпиады – выявление и поддержка юных дарований, содействие в их дальнейшем определении жизненного пути и, как следствие, поступлению в ВУЗы различной направленности.
Победитель и призер ответствен не только за свой район, но и за честь своей «малой» Родины. Победа - это результат, который заставляет еще больше работать, совершенствоваться, расти, поднимать свой интеллектуальный уровень.
Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Для того чтобы научиться самостоятельно и творчески мыслить, нужно включаться в специально организованную деятельность, пытаться стать хозяевами этой самой деятельности. И одно из названий этой деятельности - ОЛИМПИАДА!
Со стороны может показаться, что олимпиада просто ежегодное мероприятие. На школьном, районном, городском, региональном и, если кому-то повезет, в финальном туре - собираются участники, интеллектуалы, соперники, соревнуются между собой как профессионалы, рассказывают в общении друг с другом о своем опыте участия, получают призы и расходятся или разъезжаются. Однако это лишь поверхностный взгляд.
Путь к участию в городском, а далее и в региональном, и финальном этапах Всероссийской олимпиады – это ежедневная работа, которая требует огромной силы воли, усидчивости, терпения, желания познать мир в любом его проявлении.«Олимпионики- предметники» - это особая философия существования, это круглогодичное движение, это круг общения, который связывает участников в личностном и интеллектуальном планах на многие годы.
В 2010-2011 учебном году в Кировском районе г. Санкт-Петербурга в районном этапе всероссийской олимпиады принимали участие 4500 учащихся по 25-ти предметным направлениям: английский, немецкий, французский, испанский языки астрономия, биология, география, информатика, математика, МХК, история, право, обществознание, ОБЖ, технология, экономика, физическая культура, физика, химия, история и культура СПб, музыка (хоровая олимпиада),русский язык, литература, а также в межрегиональном конкурсе исследовательских работ, который имеет статус олимпиады, по МХК и словесности, ребята из коррекционных школ приняли участие в олимпиаде по технологии для учащихся с ограниченными возможностями.
Победителями и призерами районных туров Всероссийских олимпиад стали 856 учащихся- это каждый 5-ый участник.
Всероссийская олимпиада школьников предметным направлениям проводится в четыре этапа, последовательно охватывая образовательное пространство Российской Федерации на разных уровнях:
- Школьный
- Муниципальный (или районный)
- Городской
- Российский
Второй этап – муниципальный, или районный- проводится органами местного самоуправления (у нас это Отдел образования)в ноябре каждого учебного года. Участвуют ученики 5-11 классов (в каждом предметном направлении, как правило, при участии ГЦО, устанавливаются свои правила участия и составляется памятка проведения данного тура.
Третий этап – городской – проводился в декабре- январе. Участвуют ученики 9-11 классов.
Заключительный этап - Всероссийский – проводится Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по образованию по согласованию с соответствующими государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации ежегодно в марте- апреле каждого учебного года.
В настоящее время, ни для кого не секрет,- проведение школьных олимпиад - это важная часть учебного процесса.
Школьная олимпиада – доступное для каждого учителя средство, позволяющее активизировать способности школьника к учебному процессу, выявить талантливых учеников, ориентированных на углубленное изучение того или иного предмета.
На каждом этапе олимпиадного движения все его участники, как то: методист, учитель, ученик, выступают в своей роли и каждый вносит свой вклад в конечный результат.
Что же делает каждый из них?
Проявить интерес у учащегося, увлечь олимпиадным движением, не потерять уникальность мышления, развить, а, может быть, и привить определенные навыки, это одна из задач учителя. А подсказать учителю, тем более начинающему, направить его в «нужное русло», пройти с ним все «от «А» до «Я», задача методиста! Ведь олимпиадные задания, с которыми встретятся дети, готовятся для определенного возраста и определенной параллели. Условия заданий оригинальны и требуют нестандартного решения и высокого уровня эрудиции. Совсем нелегко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам. Тем не менее, мы вывели несколько подходов при решении данной проблемы:
- Успешная подготовка – это проработка как можно большего числа олимпиадных заданий, пусть даже предыдущих годов, изучение предметной литературы, журналов.
- Успешная подготовка – это более подробное дополнительное изучение тем школьного курса. Возможно, факультативно.
Принцип первый: ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий по подготовки к олимпиаде.
Принцип второй: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано мотивацией учащегося. На примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточно большой мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик- учитель- родитель – это звенья одной команды, одной цепи.
Принцип третий: продуманность и систематичность занятий. Занятия должны быть продуманы, простой набор олимпиадных заданий не проходит. Систематичность занятий обязательна.
Первых два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные знания ученика. Третий принцип определяет весь ход подготовки. Правильно подобранные задания, их уровень сложности и последовательность, зависит от личности ученика. Поэтому рекомендовать универсальную систему подготовки для всех учащихся, не совсем корректно.
Вот так, вкратце, может быть не совсем структурировано, мне захотелось поделиться о том, чем я занимаюсь на данном этапе. Безусловно, писать без определенной темы- нелегко! Но если мы вместе поднимем проблемы, которые встречаются в процессе работы, будем делиться опытом проведения данных мероприятий, задавать друг другу вопросы, волнующие нас, делиться оформлением документации, я уверена в том, что наша профессиональная направленность обретет совершенно другой статус.
И в заключении своего монолога, мне хочется сказать еще вот о чем:
Любое достижение в конкурсе или олимпиаде показательно! И не важно: будь то диплом победителя, лауреата, сертификат участника или благодарственное письмо! Если ты живёшь этими мероприятиями, то чем бы и как они не закончились- они закончатся правильно- прежде всего победой над самим собой!
Победа, безусловно, важна, но без желания участия не будет и ее - ПОБЕДЫ!
Литература:
- Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.
- Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью А.В. Потемкина, главный специалист Информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь» РГБМ.
- «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию» Кудрявцева Валентина Аркадьевна, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- Божович, Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. / Ю. П. Божович. М.: Аргументы и факты, 1993. - 608 с. - ISBN 5-85272-006-2
- Гачев, И. Л. Творчество. Жизнь. Искусство. / И. Л. Гачев. М.: Педагогика, 1990. - 176 с. - ISBN 5-7155-0272-1
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
- «Воспитываем патриота и гражданина» Н.Ю.Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009г. - 221с.
- Internet- ресурсы: www.rusolimp.ru
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: