Лилия Павловна,
учитель географии
высшей категории
МОУ гимназии № 18
города Краснодара.
(Интернет: друг или враг школы?)
Нас – более миллиона, значит, каждый день создаётся не менее миллиона конспектов учебных занятий, а может и больше. И перед каждым педагогом стоит вопрос – с чем я выйду к учащимся завтра? И каждый отвечает на этот вопрос по-разному. У некоторых до сих пор старые, годами не обновлявшиеся, конспекты занятий, а, значит, некачественный продукт. А может воспользоваться идеями миллионов?
Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: «Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования». И с этим трудно поспорить. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением интернета формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста.
Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом интернета подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве.
Таким образом, интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание.
Если интернет станет доступен каждому, это будет колоссальным преимуществом не только для системы образования, но и для культуры общества в целом.
Как следствие, у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. Это рождает новые проблемы, которые , возможно, станут глобальными в новом веке.
Самая значительная из них, на мой взгляд, та, что с каждым днем возрастает число жертв интернета. А ими стали люди, полностью поглощенные виртуальным миром, который стал для них интересней, ярче реального. Там они с легкостью могут удовлетворить свои амбиции, проявить силу, ловкость, удачливость. Погруженные в сеть, увлеченные игрой, они уже не замечают внешнего мира, уходят из него. А это разбитые судьбы, нереализованные возможности.
Что именно так гипертрофированно завлекает людей в Сеть? Где разумные пределы увлечений и потребностей человека? Как уберечь детей, как самых беззащитных и наиболее подверженных вредному влиянию сети пользователей, от всех излишеств? Каковы особенности общения в Интернет? Если мы не будем задавать себе такие вопросы, все научные достижения, все новые, продвинутые информационные технологии принесут больше вреда, чем пользы. Я пытаюсь понять свою роль как педагога в решении этих важных вопросов. Ведь интернет стал безусловным конкурентом школы в передаче детям новых знаний, в ознакомлении их с окружающим миром.
Внедрение компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Но дело преподавателя-предметника в новой модели образования - не только техническая подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними. Это - способность поддержать живой диалог с учеником, стать ему партнером и наставником в процессе обучения – в обработке и усвоении информации.
Есть и еще одна важная проблема. Современные информационные средства имеют ограниченные культурно-образовательные информационные ресурсы и ориентированы в основном на досуг и развлечения. А это, наряду с общей нестабильностью в обществе и другими факторами, в конечном счете, приводит к нравственному упадку и духовной нищете членов нашего общества. Такие понятия, как милосердие, любовь к ближним, уважение к другим народам, утрачивают сегодня свою истинную суть. Привычным явлением становится грубость, жестокость, бездушие, равнодушие ко всему и всем. Идут процессы падения нравов, разрушения гармонии человека не только с внешним миром, но и с самим собой.
Утрата веры в идеалы, которых придерживались люди старших поколений, приводит к дефициту духовности и чувства национального самосознания. Это, как в зеркале, отражается на нашем подрастающем поколении и проявляется в их поступках, отношении к другим людям, в работе и повседневной жизни. Сегодня не приходится удивляться тенденциям повышения преступности среди молодежи и их понижающемуся морально-этическому поведению.
Интернет, благодаря своей огромной аудитории и силе воздействия на умы, мог бы играть огромную воспитательную роль. Но отсутствие цензуры порой превращает мировую паутину в нечто противоположное.
Не осознав до конца понятия «свободы», информационное общество пока не может решить проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности. Глобализация культурной и социальной жизни тысячекратно увеличивает долю этой ответственности. Интегрировав человека в целостность мировой культуры, интернет оставляет его наедине с собой. Он дает иллюзию вседозволенности, порой провоцируя его на проявление худшего, что есть в нем. Когда есть анонимность, нет пределов возможного. И главное, на этом зарабатывают деньги.
В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. В Интернете много порнографии. Здесь свободно продаются видеоматериалы детского порно. Здесь не запрещено насилие. И это все «потребляют» подростки, случайно или сознательно попадающие на подобные сайты.
Происходит самое страшное: аномальное, нездоровое становится привычным, будничным, уже не шокирующим, а значит, не вызывающим протест. Какое же общество построят такие «потребители» всемирной сети? Останутся ли в нем какие-либо гуманистические начала?
Необходимо оградить детей и подростков от доступа к негативной информации. Ведь это ведет к разрушению личности.
А причина создавшейся ситуации заключается, в недостатке внимания как со стороны государства, так и со стороны научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений в разработке информационных ресурсов в сети интернет.
Ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об интернете как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем, интернет является очень мощным информационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.
Бурное развитие и в рост влияния современных средств массовой информации, особенно таких, как телевидение и интернет, имеющих широкие возможности воздействия на процессы становления личности, становятся ощутимыми в процессах произвольного и непрерывного образования личности. Необходимо взять эти процессы под контроль педагогической науки и по возможности заняться их координацией для создания информационных культурно-образовательных ресурсов и их эффективного использования при формировании процессов становления и развития личности современного информационного общества.
Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте.
Интернет выполняет сейчас многие функции: и информационную, и коммуникативную, и развлекательную, и воспитательную. Но истинные масштабы его влияния на общество нам только предстоит осознать в будущем, когда заявит о себе новое «информационное» поколение. Каким оно станет? Примитивным, варварским или цивилизованным и гуманным? Ответить на этот вопрос крайне сложно. Но одно можно сказать точно, что след от влияния Интернета отразиться на нашем «завтра». И мы все в ответе за это!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.