- «В контакте»;
- «Одноклассники»;
- Twitter;
- чаты, форумы, Живые Журналы;
- огромное множество компьютерных игр;
- казино on-line и др.
С точки зрения взрослого адекватного человека все перечисленное представляет собой суррогаты, призванные подменить собой реальное человеческое общение и реальную жизнь с ее повседневностью, победами и поражениями. Родителям подростков, завязших в липкой всемирной паутине, социальные сети и игры кажутся порой всеядными и вездесущими огромными пауками с цепкими лапами. К сожалению, основания для такого восприятия есть.
Компьютерная и интернет-зависимости впервые были описаны как расстройства И. Голдбергом в 1995 году. В настоящее время специалисты различают 5 типов зависимости от компьютера и интернета:
- Веб-серфинг: бесцельные и нескончаемые блуждания по сети в погоне за ненужной информацией.
- Виртуальное общение и знакомства в социальных сетях.
- Кибераддикция : увлечение виртуальными играми.
- Увлечение азартными играми, участием в интернет-аукционах, игра на электронных биржах.
- Навязчивое стремление к киберсексу и посещению порнографических сайтов.
К сожалению, многие родители даже не представляют себе, насколько распространены все перечисленные виды компьютерной зависимости у подростков. Мама, разыскивающая школьную подружку в «Одноклассниках», порой даже не предполагает, что ее двенадцатилетняя дочь проводит на этом сайте многие часы, общаясь со школьными приятелями. Причем это виртуальное общение может происходить и в школе, на уроках, когда дети сидят в одном классе и выходят в Интернет при помощи мобильных телефонов. Папа, играющий в широко известную игру World of Warcraft, зачастую даже не подозревает, что его подросток-сын вчера вместе с ним участвовал в рейде ничуть не менее «прокачанным» персонажем — вместо того, чтобы готовиться к экзамену. Но родители, обладающие более устойчивой зрелой психикой, легко переключаются с виртуального общения на обычную жизнь, а более уязвимых подростков виртуальная вселенная затягивает, заставляя совершенно выпадать из реальности.
Сами подростки говорят о причинах возникновения зависимости по-разному. Для кого-то из любителей игр наиболее привлекательным аспектом становится возможность соревноваться в чем-либо с другими игроками или с компьютером: победить больше противников в поединках, вырастить больше всех капусты или быстрее всех пройти гоночную трассу. Предложите такому игроку заняться тем же самым, но в реальности — нет, не интересно и трудно. Усилий больше потребуется. Гораздо легче получить ту же дозу адреналина, клацая по клавишам или двигая мышкой. Нередко подростки, проводящие в игровых мирах большую часть суток, начисто утрачивают связь с реальностью, у них размываются понятия о жизни и смерти, о добре и зле, притупляется даже инстинкт самосохранения. В условиях, когда возникает самая настоящая и непосредственная опасность, вплоть до угрозы жизни подростка, он может никак не отреагировать на происходящее. Зачем? Ведь он недавно «сохранился», и сможет «воскреснуть», даже если этот огромный грузовик сейчас размажет его по асфальту…
Другие не умеют строить реальные отношения с людьми, будь то сверстники или родственники. Такие дети придумывают себе второе «Я», наделяя своего виртуального персонажа теми качествами, которых им недостает (или кажется, что недостает) в реальности. Врастание в придуманную личность способно совершенно разрушить адекватное мировосприятие и стать причиной больших проблем, вплоть до полной десоциализации.
Чем больше затягивает подростка паутина виртуальной жизни, тем более чуждой и неинтересной кажется ему реальность. Он чувствует себя хорошо только сидя за компьютером, все попытки отвлечь вызывают у него раздражение и даже агрессию. При этом ребенок сам не способен дозировать время, проводимое в сети. Учеба, домашние дела, обязательства и договоренности перестают иметь какое-либо значение и воспринимаются только как досадные помехи. Более того, зависимый от компьютера и Интернета молодой человек начинает пренебрегать собственным здоровьем, забывает о сне, еде и гигиене.
Психологи отмечают: дети, проводящие у компьютера слишком много времени, утрачивают фантазию, у них отмечается эмоциональная незрелость, менее эффективными становятся некоторые виды памяти. Такие подростки склонны к самоизоляции, они неуравновешенны и рассеянны, они теряют внутренние ориентиры, социальные связи разрушаются.
Компьютерная реальность дает возможность почувствовать себя кем угодно, создает иллюзию неограниченных возможностей при полном отсутствии ответственности. Сомневаться в разрушительном действии таких иллюзий на неокрепшую психику подростка, к сожалению, не приходится. Детям необходима самореализация, и, если реальность не дает им такой возможности, Интернет, как Гаммельнский Крысолов, уводит в иллюзорные миры целое поколение, пойманное в неосязаемые, но прочные сети Всемирной паутины.
В 2004 г. С. А. Кулаков разработал психологический тест, позволяющий определить, насколько серьезно влияет компьютер и Интернет на жизнь ребенка, и не пора ли безотлагательно обращаться за помощью к специалисту. Существуют и другие подобные разработки. Тем не менее, проблема компьютерной зависимости у подростков становится все более насущной и актуальной. В немалой степени так происходит от того, что многие родители и педагоги не придают этой проблеме должного значения.
Приложение:
Тест на детскую Интернет-зависимость
(С.А. Кулаков, 2004)
Источник: http://www.psypodderjka.ru/content/view/86/
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
_ _ _
Вы можете опубликовать эту статью на своем сайте, поставив прямую ссылку на наш сайт.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.