Макаренко Елена Витальевна,
30.06.2013 0
«Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения
Макаренко Е.В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева»
В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющая качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности становится возможной только при активной позиции учащегося.
В современных условиях, когда перед педагогами стоит задача по формированию компетентностей, им необходимо осваивать технологии, методы и приемы, позволяющие как получить данный образовательный и воспитательный результат, так и измерить степень его достижения. Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности.
Ведущее место среди таких технологий является «метод проектов», общеизвестный в мировой и отечественной педагогической практике. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат проектной деятельности учащихся можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Нашему вниманию предлагается принципиально иная, хотя и не новая философия построения образовательного процесса. Работа по «методу проектов» – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Рассмотрим основные требования к проекту.
В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющая качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности становится возможной только при активной позиции учащегося.
В современных условиях, когда перед педагогами стоит задача по формированию компетентностей, им необходимо осваивать технологии, методы и приемы, позволяющие как получить данный образовательный и воспитательный результат, так и измерить степень его достижения. Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности.
Ведущее место среди таких технологий является «метод проектов», общеизвестный в мировой и отечественной педагогической практике. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат проектной деятельности учащихся можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Нашему вниманию предлагается принципиально иная, хотя и не новая философия построения образовательного процесса. Работа по «методу проектов» – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Рассмотрим основные требования к проекту.
- Необходимое наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель, и сами учащиеся. В дальнейшем работа над проектом заключается в разрешении данной проблемы. В идеальном варианте проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.
- Планирование действий по разрешению проблем открывает начало работы над проектом. На этом этапе проектируется сам проект, в частности определяется вид продукта и форма презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, с указанием конкретных действий, сроков и ответственных.
- Поиск информации – отличительная черта проектной деятельности, которая впоследствии будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
- Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
- На завершающем этапе организуется презентация полученного продукта, представление заказчику или представителям общественности достаточно убедительного результата.
В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике подтвердили свою жизнеспособность.
Приведем пример персонального социально - значимого проекта.
Тема: Выпуск буклета «Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) (знакомство)».
Учебный предмет: краеведение, обществознание, дизайн, МХК
Продолжительность: 5 месяцев
Цель: просветительская, познакомить как можно больше людей с жизнью и творчеством С.П. Дягилева
Задачи проекта:
- изучить литературу,
- рассказать как можно большему количеству людей о С.П.Дягилеве,
- привлечь в наш город людей, интересующихся историей и культурой Пермского края.
Продукт: выпуск буклета «Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) (знакомство)»
Анализ анкетирования. Анализ проведенного анкетирования среди наших знакомых и родных показал, что пермяки в основном знакомы с именем Дягилева. Однако агентство «СВОИ» (Социологическое Ведомство Оперативных Исследований) провело опрос 1000 пермяков о том, чем же занимался известный пермяк Сергей Павлович Дягилев, о котором так много говорят и именем которого названа гимназия в Перми. Респондентам задавался вопрос: «В какой области трудился Сергей Павлович Дягилев?». Большинство опрошенных (42,4%) связывают имя Дягилева С.П. с театром. Почти треть пермяков (32,6%) считают, что основной профессиональной деятельностью Сергея Павловича была музыка. Четверть (25.3%) пермяков уверены, что Дягилев в основном занимался изобразительным искусством. 5.8% горожан связывают имя Дягилева с наукой, которой он в действительности не занимался. 23,1% пермяков признались, что не знают, чем занимался Дягилев и 8,2% вообще не знают кто это такой.
Создание буклета. Буклет - (фр. Bouclette - колечко) произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма. Информационные блоки читаются по кольцу, отсюда и название. Такая форма подачи материала позволяет, при небольших размерах, придать изделию солидный вид. Распространять буклет возможно в разных местах – на выставках, конференциях, собраниях. Интересно бы было распространить буклет в других городах, для того, чтобы люди узнали больше о нашем славном городе и о нашей замечательной «дягилевской» гимназии.
При выборе дизайна мы руководствовались принципом сочетания внешнего вида и информационного наполнения. Решили печатать на листе формата А4, разместив информацию 3 столбцами. Небольшой размер буклета позволяет ознакомиться с информацией на месте, или сложить его в сумку, карман, отложив прочтение на другое время. Цвет бумаги выбрали желтый. Проанализировав общую реакцию человека на цвета, ученые говорят, что желтый цвет – активный, энергичный и легкий, символизирует свет, радость, роскошь. Именно такое настроение мы хотели донести до читателей буклета. Информационное наполнение буклета мы делали исходя из того, что читатели мало знакомы не только с биографией великого импресарио, но и с памятными местами, связанными с его именем, и особо подчеркнула ту роль, которую играет наша гимназия в популяризации его имени.
Экономические расчеты при изготовлении буклета
Ранее было сказано, что цель работы просветительская. И мы думаем, что в распространении буклета мне помогли бы очень многие. Можно было бы обратиться за помощью в авиакомпании, которые возят пассажиров в Пермь. Каждый день в Пермь прилетает 1000 пассажиров, которые могли бы ознакомиться с буклетом «С.П. Дягилев. Знакомство» в самолете, 100 гостей взяли бы этот буклет на память. Для того, что бы 250-300 дней в самолетах, которые летят в Пермь, были новые буклеты, необходимо напечатать 25 000 шт.
Кол-во пассажиров, прилетающих в Пермь ежедневно, чел.
Кол-во пассажиров, взявших буклет в самолете, чел.
Продолжительность акции, дней.
Общее кол-во буклетов, шт.
1000
100
250
25000
Мы напечатали этот буклет на цветном принтере. Стоимость печати одного экземпляра составила 7 руб. Расчет:
Стоимость 1 картриджа, руб.
Кол-во буклетов, напечатанных 1 картриджем (формат А4, двусторонний), шт.
Цена 1 буклета, руб.
700
100
7
Обратившись в типографию, мы выяснили, что печать 25 000 буклетов обойдется нам в 13 000 руб., т.е. стоимость печати одного буклета 52 копейки.
Стоимость 1 тиража, руб.
Кол-во буклетов в 1тираже, шт.
Цена 1 буклета, руб.
13 000
25 000
0,52
Делаем выводы, что печатать в типографии намного дешевле. Затраты на реализацию проекта состоят только из стоимости изготовления буклета – 13 тысяч руб., т.к. мы надеемся на добровольных помощников в распространении.
Презентация. На презентации был представлен буклет «Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) (знакомство)», слайдовая презентация в формате Power Point. Защита проектной работы проходила на конкурсе НОУ гимназии №11 «Путь к успеху», победа в котором позволила продолжить дальнейшему участию в городском конкурсе «Азбукиведи», на краевом конкурсе «Дерзание–Старт», во всероссийском конкурсе «Юный исследователь».
В заключение хочется сказать, что понятие «проект» снова вошло в современную российскую педагогику, но оно еще до конца не осмысленно всеми педагогами. Хочется предположить перспективу многогранности, эффективности и неисчерпаемости «метода проектов». Я вижу на данном этапе в российском образовании альтернативу, способную конкурировать с классно – урочной системой. Хотя стоит отметить, что наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.
Работа над такими проектами расширяет кругозор детей, актуализирует индивидуальные достоинства каждого, развивает у школьников коммуникативные качества, самостоятельность, творчество.
На мой взгляд, метод проектов - это не только форма обучения, но и естественный компонент формирования и развития целостной личности ученика на основе учета его творческих задатков, интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей.
Специфика содержания интегративного обучения младших школьников заключается в том, что целенаправленные педагогические воздействия должны строиться с учетом взаимопроникновения и взаимообогащения смежных содержательных блоков в рамках различных учебных программ. Такой подход позволяет синхронизировать целостный процесс развития личности.
Под интеграцией принято понимать установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, построение и отбор материала, исходя из общих целей образования и оптимального учёта учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что несомненным достоинством использования интегративного подхода в проектном его аспекте является возможность гармоничного сочетания во внеурочной деятельности проектных форм работы и межпредметной интеграции, служащих решению единой педагогической задачи - воспитанию высококультурной личности, способной к нравственному самосовершенствованию, интеллектуальному и духовному росту.
Применение интегративного подхода - метода проектов способствует формированию философского взгляда на окружающий мир, целостного представления о системе знаний, развитию гибкости и оперативности мышления и, как следствие, воспитанию духовно богатой и нравственно совершенной личности. Существенным атрибутом такой личности можно считать высокий уровень развития проектной культуры человека.
Литература:
- Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов [Текст] / М.В. Дубова – М.: Баласс,2011. – 80 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
- Перелыгина Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы [Текст] / Перелыгина Е.А. И.С.Фишман – Самара: «Учебная литература», 2007. – 128 с.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.