Ольга Петровна Дураченко, 15.10.2013 0

Польза групповой работы в начальной школе


Как с помощью группового обучения сформировать ситуацию успеха в учебной деятельности младшего школьника, чтобы каждый ребенок был включен в активную работу, готовый к саморазвитию? Об этом — в нашей статье.

Обсудить статью Опубликовать свой материал

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

В.А.Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» [1; с. 84].

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • становление личности младшего школьника;
  • раскрытие его индивидуальных возможностей.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому мной востребована технология работы в группах.
 

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей

Преимущества групповой формы работы:

  • Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
  • Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.
  • Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков) [2; с. 26].

Переходным этапом к реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую начинаю с первых дней обучения в начальной школе. Дети учатся работать в парах «учитель-ученик». Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока. Если все пары выполняют одно и то же задание — работа единая, если разные — дифференцированная.

Я использую парную работу при взаимопроверке классных самостоятельных работ, при повторении правил. В первом классе — при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, начинаю использовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.

Постепенно переходим к работе в группах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Зима пришла», вторая группа-текст-описание «Зимний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю зиму?»

Методы групповой работы

Кроме этого я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.

Кроме этих методов в этом учебном году изучила и начала использовать метод «Аквариум» [2; с.29]. Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряю методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка. Одним из таких методов является «Шесть шляп», (Эдвард де Боно), который эффективно можно использовать на уроках литературного чтения.

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

  • Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.

Успешным результатом профессионального мастерства педагогов является результативность их деятельности. Успех достается потом и кровью. Стремясь к успеху, нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если конечно не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить пределы своих возможностей. Не всегда всё получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся. И тогда ученик увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека», как заметил В.А. Сухомлинский.

Об авторе: Дураченко Ольга Петровна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 16 г. Березники.

Литература:
  1. Сухомлинский, В.А.. Сердце отдаю детям [Текст]: издание четвертое. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.- 145 с.
  2. «Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. - 35 с.
Фото: Алсу Иксанова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?