Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители или применяемая методика обучения?
Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к котором приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха.
Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.
Что такое успех и зачем он нужен на уроке
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
- повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
- стимулировать работоспособность;
- корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
- развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
- поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках
- Похвала
Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. Читайте статью 10 правил похвалы ученика на уроке >>>
С другой стороны, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".
То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя").
Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".
- Коллективная похвала
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.
- Прием "Эврика"
Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.
- Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
- Самостоятельный выбор задания
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
- Портфолио
Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
- Обучение самовнушению
Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.