Девять советов о том, как организовать экскурсионную работу с детьми
Посещение музеев и выставок с учителем значительно повышает интерес учеников к предмету
Совет №1
Нужно наладить сотрудничество с музеями и выставочными залами.
На протяжении нескольких лет, например, между нашей школой и Филиалами Национального музея, Народными музеями, заключаются договора о взаимном сотрудничестве. Мы получаем каталоги планируемых выставок, приглашения посетить экспозицию или принять участие в музейном мероприятии.
Так, в 2010 году группа восьмиклассников приняла участие в выставке «Ходить по воде», состоявшейся в одном из выставочных залов Республиканского Художественного музея имени Сампилова. Выставка была организована творческим молодежным объединением города Улан-Удэ «Нормальные люди» и приурочена к 100-летию русского авангарда.
Совет №2
Посещение музеев и выставок должно носить постоянный характер.
Во многих музеях разработаны циклы экскурсий на определенный период, состоящие из нескольких лекций. Имея опыт многолетнего сотрудничества, мы просим внести коррективы в маршрут движения экскурсионной группы или же заострить внимание на наиболее важных, по нашему мнению, фактах, деталях.
Совет №3
Посещение музеев и выставок должно носить системный характер.
Не бойтесь посещать одни и те же музеи. Во-первых, периодически экспозиции обновляются. Во-вторых, дети взрослеют, меняется восприятие. В-третьих, при повторном посещении есть возможность пригласить на экскурсию своих друзей, не одноклассников.
Совет №4
Компетентность учителя: учитель должен разбираться в изучаемых вопросах и экспозиции выставки.
Она позволит учителю-предметнику, опираясь на известные факты, разнообразить урок.
Совет №5
Избирательный подход: выбирайте выставку.
Иногда организаторы «привезенных» выставок не скупятся на рекламу. Или же учителю, увлеченному темой выставки, ошибочно кажется, что школьники проявят к ней интерес. Однако, это не всегда так бывает. Поэтому, планируя посещение рекламируемой выставки, автор этих строк посещает их заранее, договаривается, кто конкретно будет проводить экскурсию. Или же рекомендует посетить музей тем из ребят, кто проявляет интерес к представленной теме.
Совет №6
Шире используйте возможности интерактивных экскурсий.
Во время таких музейных мероприятий мы видим результат. Так, для учащихся пятых классов сотрудниками музея истории города Улан-Удэ была проведено интерактивное занятие «В доме купца Голдобина». Используя макеты старинных построек, пятиклассники почувствовали себя жителями города Верхнеудинска ХIХ века, а во время экскурсии «Как казаки город основали» учащиеся 7 класса вместе с экскурсоводом облачились в казачьи костюмы, пользовались муляжами исторических предметов соответствующей эпохи.
Совет №7
Без рефлексии нет эффекта.
Вне зависимости от того, как прошла экскурсия, обязателен обмен впечатлениями. Беседа после экскурсии может носить уточняющий характер.
А после посещения художественных выставок при изучении вопросов культуры на уроке истории можно вернуться к памяти школьников. Из практики знаю, насколько высоко эмоциональное восприятие школьниками художественных образов в изобразительном искусстве.
Практикую также другие известные методы, например, экспресс-опрос, фотовыставка-отчет, презентация, фильм, заметка в школьной газете «Родная 42-я», информация на сайте школы. Прошу поделиться детей своими впечатлениями со взрослыми.
Совет №8
Эффект не заставит себя ждать.
Посещение музея, выставки, как и любое мероприятие, выражается в эффекте. Эффект же является последствием результата. Это и пережитые чувства, и отношения, и желание заняться собственной поисковой работой, и осуществление творческих задумок, и желание (а может, по каким-то причинам, и его отсутствие) вновь посетить экскурсию, музей, но уже вместе с родителями, друзьями.
Совет №9
Соответствующий эмоциональный настрой.
Пусть каждый ваш выход с учащимися в музей или на экскурсию станет Событием, праздником. Но чтобы праздник не был ничем омрачен, предлагаю напоминать учащимся правила поведения в учреждениях культуры.
Не боюсь повториться, что учебный предмет «история» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества, а экскурсия как вид внеурочной деятельности и дополнительный источник исторической информации в этих процессах играет не последнюю роль, при условии продуманной организации.
Удачи!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.