Колпакова Татьяна Николаевна,
15.10.2013 0
Особенности народного костюма, его роль в формировании личности, основанной на особом видении красоты окружающего мира
Урал – огромная территория. Она обнимает горный хребет с двух сторон. И человек, живущий на седом Урале, наполняется величием и красотой края. Духовный пласт культуры Урала дает детям восприятие окружающего мира неравнодушными глазами. Через красоту, через осознание величия своей малой Родины сочувствие ко всему живому, к необъятной памяти прошлого и к великому будущему есть основа гармонии восприятия.
Каждый ребенок есть генетический наследник множества поколений, а значит есть и «зов» души, и память к своему национальному укладу, к своей культуре, к своим традициям, к особенностям своего народа, которые формирует цивилизацию.
Национальное и самобытное ярче всего проявляется в сказках, легендах, преданиях своего народа. Погружение в этот мир сопровождается с детских лет рассказами близких, печатными изданиями. Все персонажи преданий и сказок окликают нас из прошлого, вновь возрождаются в воображении и сознании детей. Обучающиеся начинают видеть сказочный мир, воображая себя их современниками, что дает возможность постигать особенности детской психики, которые проявляются в рисунке, цвете, композиционном решении, в затронувшей детскую душу теме. Одной из ярких форм проявления творческого воображения является образ костюма, который отражает национальные особенности, общедуховный колорит, цветовые особенности индивидуального восприятия.
Искусство и культура всего уральского региона богата. На этой территории живут люди разных национальностей, что способствовало взаимопроникновению особенностей традиций башкирского, украинского, белорусского, русского народов, а это, в свою очередь, порождает духовное понимание, сочувствие, толерантность.
Особо хочется сказать о костюме, в котором проявляются вкусы народа, тончайшее техническое мастерство, смелость воображения и любовь к прекрасному. Костюм – это носитель духовной культуры, отражатель ее идей. Декоративно-прикладное искусство является источником творческой фантазии во все времена. Современная одежда возникает на основе традиций национального костюма и этот путь есть сложный творческий процесс. Результатом этого труда является гармоничный образ, который возникает на основе развития фантазий и умению видеть окружающий мир через призму красоты.
При разработке детьми коллекции одежды главной целью является духовное развитие, нравственно-эстетическое воспитание и художественное творчество, что способствует социальному самоопределению обучающихся. Уроки в пятом классе, где рассматривается тема одежды, являются основой для разработки такой коллекции и осуществляются во внеурочной деятельности. Коллекции имеют индивидуальное творческое название и используют элементы народного костюма, где рассматривается многослойность ансамбля. Практическая работа, основанная на набросках и зарисовках, интернет-информации по данной теме, изучении особенностей костюма на уроках, посещении музея, способствует созданию импровизаций в области творчества.
Погружение в мир костюма дает возможность изучать законы стилей, особенностей макияжа и его взаимосвязь с костюмом. Творческая фантазия заводит учащихся в дебри фантастических возможностей, где рождаются особенности аксессуаров. Богатство творческих возможностей осуществляется на заключительном уроке по изучению костюма, где учащиеся представляют свои творческие проекты-портфолио с материалом по данной теме, что способствует поддержанию неувядающего интереса к красоте, к ее проявлению в одежде, в частности народного костюма.
Костюм – это произведение души, рукотворного мастерства, построенного на традициях. Именно культура делает человека личностью, способствует развитию гармоничной души. Развивая в душах обучающихся стремление к красоте, рукотворчеству мы продолжаем традиции прошлого, а значит открываем светлую дорогу в будущее. В наш «век перемен» в образовании происходят инновационные изменения, что открывает возможности создания личности, способной постигать умом быстрые изменения в обществе, а душою самореализоваться в процессе рукотворчества через сотрудничество с родственными душами. Все эти возможности позволяют обучающимся реализовываться в общеобразовательном пространстве в гармонически развитую личность, основанную на толерантности и способной соединять прошлое и будущее, чтобы реализоваться в настоящем. И тогда нашей реальностью станет высказывание: «Костюм – это генетически сформировавшийся продукт мироощущения красоты, пользы, творчества и фантазии»
Каждый ребенок есть генетический наследник множества поколений, а значит есть и «зов» души, и память к своему национальному укладу, к своей культуре, к своим традициям, к особенностям своего народа, которые формирует цивилизацию.
Национальное и самобытное ярче всего проявляется в сказках, легендах, преданиях своего народа. Погружение в этот мир сопровождается с детских лет рассказами близких, печатными изданиями. Все персонажи преданий и сказок окликают нас из прошлого, вновь возрождаются в воображении и сознании детей. Обучающиеся начинают видеть сказочный мир, воображая себя их современниками, что дает возможность постигать особенности детской психики, которые проявляются в рисунке, цвете, композиционном решении, в затронувшей детскую душу теме. Одной из ярких форм проявления творческого воображения является образ костюма, который отражает национальные особенности, общедуховный колорит, цветовые особенности индивидуального восприятия.
Как воспитать любовь к малой родине?
Весь этот педагогический процесс может осуществляться в результате хорошо организованной беседы, построенной на проникновении в историческую литературу, первоисточники, иллюстрированный материал, беседы о быте, обрядах, культуре выдающихся деятелей народа. Так же немаловажную роль играет просмотр работ художников, посвященных самобытности края. Важную роль может сыграть и экскурсия в музей.Искусство и культура всего уральского региона богата. На этой территории живут люди разных национальностей, что способствовало взаимопроникновению особенностей традиций башкирского, украинского, белорусского, русского народов, а это, в свою очередь, порождает духовное понимание, сочувствие, толерантность.
Особо хочется сказать о костюме, в котором проявляются вкусы народа, тончайшее техническое мастерство, смелость воображения и любовь к прекрасному. Костюм – это носитель духовной культуры, отражатель ее идей. Декоративно-прикладное искусство является источником творческой фантазии во все времена. Современная одежда возникает на основе традиций национального костюма и этот путь есть сложный творческий процесс. Результатом этого труда является гармоничный образ, который возникает на основе развития фантазий и умению видеть окружающий мир через призму красоты.
При разработке детьми коллекции одежды главной целью является духовное развитие, нравственно-эстетическое воспитание и художественное творчество, что способствует социальному самоопределению обучающихся. Уроки в пятом классе, где рассматривается тема одежды, являются основой для разработки такой коллекции и осуществляются во внеурочной деятельности. Коллекции имеют индивидуальное творческое название и используют элементы народного костюма, где рассматривается многослойность ансамбля. Практическая работа, основанная на набросках и зарисовках, интернет-информации по данной теме, изучении особенностей костюма на уроках, посещении музея, способствует созданию импровизаций в области творчества.
Погружение в мир костюма дает возможность изучать законы стилей, особенностей макияжа и его взаимосвязь с костюмом. Творческая фантазия заводит учащихся в дебри фантастических возможностей, где рождаются особенности аксессуаров. Богатство творческих возможностей осуществляется на заключительном уроке по изучению костюма, где учащиеся представляют свои творческие проекты-портфолио с материалом по данной теме, что способствует поддержанию неувядающего интереса к красоте, к ее проявлению в одежде, в частности народного костюма.
Костюм – это произведение души, рукотворного мастерства, построенного на традициях. Именно культура делает человека личностью, способствует развитию гармоничной души. Развивая в душах обучающихся стремление к красоте, рукотворчеству мы продолжаем традиции прошлого, а значит открываем светлую дорогу в будущее. В наш «век перемен» в образовании происходят инновационные изменения, что открывает возможности создания личности, способной постигать умом быстрые изменения в обществе, а душою самореализоваться в процессе рукотворчества через сотрудничество с родственными душами. Все эти возможности позволяют обучающимся реализовываться в общеобразовательном пространстве в гармонически развитую личность, основанную на толерантности и способной соединять прошлое и будущее, чтобы реализоваться в настоящем. И тогда нашей реальностью станет высказывание: «Костюм – это генетически сформировавшийся продукт мироощущения красоты, пользы, творчества и фантазии»
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.