Кисаханова Елена Львовна, 15.10.2013 0

Музыкально-исполнительская компетентность в структуре профессиональной культуры учителя музыки


От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Обсудить статью Опубликовать свой материал

Профессиональная культура учителя музыки

Музыкально-педагогическую деятельность можно охарактеризовать как имеющую свою структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.

Особенностью музыкально-педагогической деятельности является то, что она синтезирует:
  1.  педагогическое творчество (обусловленное постоянным творческим поиском учителя, связанным с необходимостью в условиях изменяющихся педагогических ситуаций оперативно находить решения для управления учебно-воспитательным процессом, индивидуально развивающего воздействия на ученика и др.);
  2.  художественное творчество, обусловленное творческой природой самого искусства.
В связи с этим основной характеристикой профессиональной компетенции учителя музыки следует считать художественно-педагогическое творчество. Его реализация возможна при соблюдении следующих условий:
  • наличие художественно-педагогической задачи;
  • опора на базовые законы и основные функции творчества;
  • художественно-педагогическая импровизация.
Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в стенах высшего педагогического заведения должна осуществляться как проецирование будущей музыкально-педагогической деятельности. Социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащенность. Будущему учителю музыки необходимо усвоить определенную сумму философских, эстетических, социальных, психолого-педагогических знаний и уметь их применять в своей работе.

Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным условием формирования и совершенствования не только отдельных качеств его личности, но и приобретения им важнейших общих и социальных знаний, умений и навыков. Профессионально-педагогической направленностью определяется выбор методов обучения школьников на уроках музыки, освоение учителем педагогической и научной литературы, музыкального репертуара при подготовке к уроку, выработка самостоятельности, творческой активности и профессионального мышления. Исполнительская деятельность в единстве с педагогической помогает учителю музыки выполнять музыкально-воспитательные и музыкально-образовательные задачи.

Профессионально-педагогическая культура предстает как проекция общей культуры, упорядоченная система общечеловеческих идей, профессионально-целостных ориентаций и качеств личности, воспитательных отношений, универсальных способов познания и гуманистической технологий педагогической деятельности.

Гуманистический тип профессионально-педагогической культуры включает в себя личностно-ориентированный аспект, который трактуется как проявление личностных качеств личности, профессиональной деятельности и общения педагога. В качестве показателей личностно-ориентированной профессионально-педагогической культуры выступают:
  • гуманистическая направленность личности учителя и его способность быть воспитателем.
  • психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление способность решать возникающие проблемы с позиции ученика.
  • образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с содержанием и технологиями обучения, придавая им личностную ориентацию.
  • умение обосновывать и реализовывать собственную творческую педагогическую деятельность как личностно-ориентированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую).
  • культура профессионального и поведения и саморазвития, умения и готовность саморегулировать собственную деятельность и процессы педагогического взаимодействия.
Данные положения требуют более детального освещения личностного аспекта педагогической культуры, а именно, профессиональной культуры личности учителя музыки.

Культура личности определяется как социально обусловленный уровень достижений и развития личности в наиболее значимых для ее полноценного формирования видах деятельности соответствующей человеческим ценностям. Важнейшими структурными компонентами общей культуры личности, следуя философским и культурологическим концепциям, являются: когнитивный (грамотность), компетентность, целостно-смысловой и рефлексивно-оценочный.

Профессиональная культура учителя музыки выражается в ее направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной культуры, развитие личностной музыкальной культуры школьника, возрастание ее духовной свободы и культурного богатства. Одновременно являясь подсистемой более объемной систем, она включает все сущностные характеристики таких феноменов как общая культура, педагогическая культура, музыкальная культура.

Особенности профессиональной культуры учителя музыки во многом обусловлены музыкальным искусством, имеющим свой язык и требующим своей системы преподавания, ведущей к овладению его средствами выразительности, к эмоционально осознанному переживанию его содержания. Социализирующий потенциал музыкального искусства и его функции реализуют структурные компоненты искусства. При этом все функции обладает определенной последовательностью перехода от одной к другой. Познавательная функция искусства неразрывно связанна с оценочной благодаря специфике художественного познания. Прогностическая функция занимает промежуточное положение между познанием и ценностными ориентациями. Способность искусства восполнять необходимое для удовлетворения потребностям человека лежит в основе компенсаторной функции, связанной с катарсической (снимающей духовное напряжение) и гедонистической (искусство как средство отдыха и развлечения).

Помимо этих функций, следует различать коммуникативную, социально-организаторскую, социализирующую, эстетическую, образовательную, воспитательную, просветительскую и валеологическую функции музыкального искусства, которые также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Музыкально-педагогическая направленность профессиональной культуры учителя проявляется, прежде всего, в раскрытии перед школьниками духовно-нравственного содержания жизни и искусства, в культивации в детях внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим идеалам. Умения учителем музыки создавать духовную атмосферу на занятии, способствующей соотнесению школьниками своего мировосприятия с идеально-ценностным содержанием мирового музыкального искусства, - это показатель высокоразвитого профессионализма специалиста в области музыкального образования.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя музыки

Для характеристики уровня владения профессиональными знаниями, умениями и навыками учителя в современный педагогический лексикон вошло и утвердилось понятие «педагогическая компетентность». Профессионально – педагогическая компетентность учителя музыки как сложное образование должна включать в себе следующие элементы:
 
  1. Специально-педагогическую компетентность (осведомленность учителя в области музыкально-педагогической науки; владение им искусством превращение педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося).
  2. Методическую компетентность (осознания учителем того факта, что любой метод музыкально-педагогического воздействия, становящийся методом музыкально-эстетической деятельности учащихся, превращается в метод самовоспитания и творческого саморазвития ученика).
  3. Социально-психологическую компетентность (осведомленность учителя в области многоуровневой художественно-диалогической коммуникации; осознание ее как детерминанты процесса достижения искомых музыкально-педагогических результатов).
  4. Дифференциально-педагогическую компетентность (знание учителем индивидуальных особенностей каждого учащегося: его способностей, сильных сторонах воли и характера, достоинств и недостатков, статусных характеристик).
  5. Аутопсихологическую компетентность (осознание учителем способов профессионального самосовершенствования, сильных и слабых сторон своей личности и ее деятельности и того, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда).
Современная трактовка понятия «компетентность» позволяет рассматривать ее как меру осознания специалистом смысла своей деятельности, совокупный метод познавательной (знания), репродуктивной (умение действовать по образу) и творческой (умение эффективно решать проблемные ситуации) деятельности, а также эмоционально-ценностные отношений. В более узком плане компетентность включает в себя интеллектуально-деятельностный компонент (образовательно-квалификационный стандарт). Ведущими ее характеристиками выступают интегративность и культурологическая направленность. Первая проявляется в совокупности однородных или близкородственных знаний и умений, представляющей сферы общей культуры и профессиональной деятельности. Культурологическая ориентация профессиональной компетенции учителя музыки проявляется в трех аспектах:
  1. Семантическом (понимание, оценка и отношение к музыкально-педагогической ситуации в контексте имеющихся культурных образцов);
  2. Проблемно-деятельностном (адекватность целеполагания и эффективного решения музыкально-педагогических проблем и задач в данной культурной обстановке);
  3. Коммуникативном (художественно-диалогическое взаимодействие в ситуациях музыкально-педагогического общения в контексте соответствующих культурных образов).
Таким образом, профессиональная компетентность учителя является многофункциональной, надпредметной, междисциплинарной, и многомерной, позволяя ему решать различные вопросы социально-культурной, музыкально-педагогической жизнедеятельности.

Информационный компонент как фундаментальная основа профессиональной компетентности учителя музыки - профессиональные знания предмета, его методики, педагогики и психологии. Их важнейшими особенностями выступают: комплексность и системность, требующая от учителя способности синтезировать изучаемые науки; личностная окрашенность, проявляющаяся в одухотворении знаний, излагаемых в виде своего взгляда на мир. Профессиональные знания структурируются по различным уровням:
 
  • методологическом (знание закономерностей развития обще-философского плана, обусловленности целей воспитания);
  • теоретическом (законы, принципы, правила педагогики и психологии, музыкальной педагогики, основных форм деятельности);
  • методическом (уровень конструирования музыкально-педагогического процесса);
  • технологическом (уровень решения практических учебно-воспитательных задач в конкретных условиях).
  • Состав операционного компонента профессиональной компетенции учителя музыки представлен системой педагогических знаний, умений и навыков:
  • ярко и увлекательно транслировать художественную информацию;
  • осмысливать способы художественно-педагогического построения урока, варьировать типы и формы занятий;
  • управлять развитием художественно-познавательных процессов, групповой и индивидуальной музыкальной деятельностью учащихся;
  • диагностировать уровень развития музыкальных способностей учащихся, оперировать методами педагогического исследования на музыкальных занятиях.
Деятельностно-творческий компонент профессиональной компетенции учителя музыки включает все виды творческой деятельности: сотворчество-восприятие; художественное исполнение музыкального материала; творчество-импровизацию (как педагогическую, так и музыкально-исполнительскую); самосовершенствование; поиск новаторских форм и методов музыкально-педагогической деятельности; совместную с учениками исследовательскую деятельность и пр.

Содержание мотивационно-эмоционального компонента представляет, прежде всего, педагогическая направленность деятельности и личности учителя музыки, многогранность которой проявляется в следующих ориентациях:
  • на себя – самоутверждение (чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя);
  • на школьника, детский коллектив;
  • на средства педагогического воздействия;
  • на цели педагогической деятельности (гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта и субъектов деятельности).
Таким образом, профессиональная компетентность учителя музыки проявляется в высоком уровне музыкально-педагогической деятельности, в сознательном саморазвитии им в процессе труда своих личностных качеств, во внесении в профессию своего индивидуального творческого вклада, в стимулировании в обществе интереса к результатам своей работы.

Профессиональная компетентность учителя музыки является результатом, как саморазвития, так и той педагогической системы, в которой он получил общеобразовательную, специальную и профессиональную подготовку. Ее значимость определяется:

Во-первых, требованиями компетентностного подхода к современному содержанию музыкально-образовательного процесса (формирование у школьников интегральных информационных, коммуникативных, художественно-музыкальных способностей; обобщенных навыков культурного поведения и способов организации собственной музыкально-эстетической деятельности);

Во-вторых, необходимостью создания благоприятной развивающей среды для всестороннего становления личности учащихся и профессионального самосовершенствования и саморазвития личности учителя.

В данном контексте процесс профессионально-педагогической подготовки учителей музыки должны составить: ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию музыкально-педагогического образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретные описание и возможность формирование в рамках учебных предметов.

Компетенции педагога-музыканта

Эффективность музыкально-педагогической деятельности учителя обеспечивается владением им взаимосвязанной совокупностью ключевых компетенций, формирование которых должно осуществляться практически на всех этапах и во всех звеньях профессиональной подготовки. К их числу, как уже было отмечено в предыдущем разделе, относятся такие компетенции, как ценностно-смысловая, общекультурная, познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

К данному перечню следует также отнести еще ряд таких ключевых компетенций, которые в определенной мере обеспечивают позитивную социальную адаптацию личности учителя музыки: социальную мобильность (способность сменить не только специальность, но и всю социальную роль), профессиональную мобильность (способность к смене и освоению новых специальностей в рамках одной отрасли), индивидуальность (способность к полному самовыражению, гарантирующему конкурентность на рынке труда).

Следующий уровень компетенций учителя музыки представляют общепредметные компетенции, которые должны выступить, на наш взгляд, в качестве образовательных результатов в психологической и общепедагогической сферах профессиональной подготовки учителя музыки. Следовательно, к числу ведущих общепредметных компетенций необходимо отнести: психологическую компетенцию (как фактор профессиональной пригодности учителя музыки и роста его личности) и общепедагогическую компетенцию, адекватную общественным требованиям к профессиональной деятельности учителя музыки.

Уровень предметных компетенций представляет опыт решения конкретных музыкально-педагогических проблем, связанных с освоением школьниками явлений музыкального искусства. Эффективность учебно-воспитательного процесса обусловлена владением учителя музыки целого ряда компетенций в частных предметных областях музыкознания, музыкального исполнительства, педагогики и методики музыкально-эстетического воспитания. Для этого необходимо выстраивать профессионально-педагогическую подготовку педагогов-музыкантов как процесс овладения различными способами, а не знаниями о способах. В качестве его результатов должны выступить следующие предметные компетенции:
  •  музыкально-теоретическая компетенция – опыт анализа и решения задач по гармонии, аннотирования музыкальных произведений, анализа музыкальных форм; опыт реконструкции музыкально-исторического процесса;
  •  дирижерско-хоровая и вокальная компетенции – опыт дирижирования хоровым коллективом и руководства вокальным ансамблем, чтения хоровых партитур; опыт вокализации и чистоты интонирования;
  •  музыкально-исполнительская компетенция – опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования (чтения с листа, подбор по слуху, транспонирования);
  •  методическая компетенция – опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на психологию, музыкознания и общую педагогику; опыт формирования целостной музыкально-эстетической культуры школьников.
Таким образом, каждая из учебных дисциплин и каждый из разделов этих дисциплин, составляющих содержание профессионально-педагогической подготовки учителей музыки, должно быть ориентированы на формирование не только определенной предметной компетенции, но и становление метапредметных и общепредметных компетенций, способствующих творческому самоопределению будущего педагога-музыканта, актуализирующих и развивающих его социально-культурный опыт.

Музыкально-исполнительская компетентность как объект нашего исследования в данном разделе представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. В музыкально-педагогической и исполнительской деятельности учителя в первую очередь, согласно идеям современной педагогики музыкального исполнительства, выступает такая ее сторона, как сотворчество-восприятие музыкального явления. Это связано с тем, что в музыкальном произведении уже заключен опыт познавательно-оценочной деятельности его автора. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда эмоциональные переживания композитора созвучны с эмоциональными переживаниями слушателя, исполнителя. Поэтому вне личностного отношения творческое постижение музыкальных образов невозможно.

Процесс творческого воспроизведения музыки учителем музыки требует не только глубины и тонкости его восприятия, но и специфических исполнительских способностей. Творческий исполнительский замысел приобретает значимость лишь в мастерском исполнении. Сотворчество-исполнение осуществляется в ходе решения вопросов художественной интерпретации музыкальных произведений, когда исполнитель должен сформулировать проблему творческого замысла и разрешить ее. Творческая исполнительская интерпретация создает произведение композитора в качестве общественного явления, связывая его с музыкальным сознанием общества. Поэтому именно от исполнителя зависит актуальность функционирования современных сочинений и произведений прошедших эпох.

Тематическое обогащение, рост художественно-выразительных средств в новых интерпретационных решениях имеет прогрессивный характер только в том случае, если они способствуют лучшему воспроизведению жизни в ее эталонных вариантах и осуществлению общественной роли искусства. К тому же новизна интерпретаторских решений может осуществляться только в рамках данного художественного явления, так как в ином случае возникает реальная возможность для появления субъективистских трактовок и произвола.

Исполнительская деятельность учителя музыки должна основываться не только на вере в себя, но и понимании всего значения общей культуры, традиции, школы. Именно высокая музыкально-эстетическая культура исполнителя обусловливает легкость и яркость его проявления в музыкальном искусстве, значимость и многогранность его образов и ассоциаций, убедительность его стиля.

Творчество-импровизация в музыкально-педагогической деятельности учителя проявляется в общепедагогическом и музыкально-исполнительском аспектах. В первом случае, импровизация становится своеобразным регулятором, позволяющим проецировать замысел педагога на реальный учебно-воспитательный процесс, обеспечить воплощение замысла и оперативную корректировку, как действиям учащихся, так и целостного процесса педагогического взаимодействия. Музыкально-исполнительская импровизация предполагает наличие у педагога-музыканта умений читать ноты с листа, транспонировать, подбирать по слуху, собственно импровизировать и создавать различные варианты исполнения.

Музыкальное искусство, которое призвано главенствовать на музыкальных занятиях, требует от учителя совершенную исполнительскую технику, художественно-исполнительские умения и навыки, что требует неустанного их развития, доведения до виртуозности. Исполнительское мастерство учителя музыки основывается как на овладении все новыми специальными правилами, техническими приемами и способами действий, так и на постоянном овладении знаниями различных научных положений и правил в области музыкального искусства.

Ведущим компонентом музыкально-исполнительской компетентности учителя музыки выступает система музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков учителя музыки, которая проявляется в музыкально-педагогической деятельность как сложное образование, включающее в себя и общемузыкальный комплекс теоретических сведений и умений, и художественно-исполнительскую культуру работы над музыкальным материалом, исполнения академического и школьного репертуара. Художественно-исполнительская культура учителя во многом определяет успешность музыкально-педагогической деятельности, включающей в себя в качестве составляющих интерпретационный (interpretation – истолкование, объяснение) анализ музыкального материала, художественно-техническое воплощение интерпретационного замысла, концертмейстерство и творческое музицирование.

Музыкально-исполнительская техника в информационном, семантическом контексте – это многостороннее соответствие музыканта всему богатству отношений музыкального языка, умение грамотно прочесть нотный текст, передать наследуемые признаки данного стиля, традиционные черты жанра, архетип формы.

Исходя из различных видов музыкально-исполнительской деятельности и основываясь на профессиограмме учителя музыки, можно представить следующий ряд знаний, умений и навыков, обеспечивающих при их наличии у педагога-музыканта успешность «живого исполнения» музыкальных произведений в условиях школьной аудитории:

1. Теоретический анализ музыкального произведения предполагает владение учителем музыки знаниями и умениями:
Знания:
  • технологии проведения аналитического этапа работы; закономерностей стиля, жанра и их черт; исторической периодизации художественных направлений; своеобразия авторских стилистик, основных принципов формообразования.
Умения и навыки:
  • реализовывать межпредметные связи; различать элементы музыкального языка; осознавать значение средств музыкальной выразительности; отделять кульминации в частях и в целом музыкальном построении.
2. Исполнительское воплощение интерпретаторского замысла основывается на использовании учителем музыки следующих информационно-операциональных компонентов:
Знания:
  • технологии поэтапного разучивания произведения; приемов и способов звукоизвлечения; основных аппликатурных принципов и последовательностей; художественной природы музыкального материала.
Умения и навыки:
  • соблюдать баланс в соотношении художественных и технических задач; преодолевать технические трудности; концентрировать внимание на звучании и свободе аппарата; осуществлять постоянный слуховой самоконтроль. 3. Игра в ансамбле и концертмейстерская деятельность основана на владении учителем музыки следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
  • акустических особенностей различных инструментов и вокальных диапазонов; закономерностей исполнения сольной и сопровождающей партии; смысловых нагрузок различных видов аккомпанемента.
Умения и навыки:
  • слушать солиста, понимать его художественные намерения; находить соответствующую палитру темброво-динамических красок; ориентироваться в различных фактурах вокально-хоровых произведений; вносить соответствующие изменения в партию аккомпанемента исходя из художественно-технических задач.
4. Творческое музицирование учителя музыки, включающее в себя такие виды деятельности, как чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, осуществляется с помощью следующих знаний, умений и навыков:
Знания:
  • технологии чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, импровизации; способов сокращения и облегчения перегруженных гармонических голосов и фактур; логики формирования музыкально-слуховых представлений.Умения и навыки:
 
  • оперировать слуходвигательными представлениями; быстро ориентироваться в изменениях развития фактуры и средств музыкальной выразительности; предугадывать логику развития музыкальной мысли; упрощать материал от второстепенных элементов; применять аппликатурные формулы во всех тональностях.
Художественно-исполнительский репертуар учителя тесно связан с общеобразовательной школой. Поэтому наряду с произведениями академической ориентации (необходимых для совершенствования художественно-исполнительской культуры учителя музыки) он должен включать большое количество сочинений различных эпох, стилей и жанров из школьной программы по музыке, имеющих целевую возрастную и воспитательную направленность. Характерной чертой музыкально-исполнительской культуры учителя является умения ярко, эмоционально и выразительно преподносить детской аудитории художественно-исполнительские варианты и словесные пояснения к ним.

Успех функционирования исполнительских знаний, умений и навыков педагога во многом зависит от его артистических умений, проявляющихся в неповторимости и своеобразии исполнения музыкального материала, способности регулировать психические процессы мобилизации и релаксации. Искусство художественно-музыкального исполнения – это выразительность и артистичность передачи художественного образа произведения. Выразительная игра характеризуется оживлением каждого звука через сознание и чувственно-эмоциональную сферу исполнителя. Именно на уровне личностной интонации педагога происходит увлечение учащихся прекрасно-духовным миром музыкальных образов, прикосновение к художественной эпохе, переживание моментов общения с авторским временем.

Артистизм учителя рождается при пристрастном подходе к музыкальному сочинению, что позволяет как педагогу, так и учащимся, проникнуть в глубинные пласты музыки, освоить ее образную сферу. Определенную помощь в этом может оказать умение учителя осуществлять вариативную множественность интерпретаций одного и того же произведения. Музыкально-педагогическое искусство учителя проявляется в его желании работать в концепции ученика, тем самым обогащая ее. Следуя этому положению, можно утверждать, что артистизм учителя музыки проявляется в его умении перевоплощаться в учеников, обосновывая музыкально-эстетические положения не с позиции эталона, а с точки зрения ученической истории переживания данного музыкального сочинения.

Таким образом, высокий уровень профессиональной музыкально-исполнительской компетентности учителя проявляется в следующих показателях:

- высокопрофессиональные знания в области музыкально-исполнительского искусства учителя обширны, глубоки, представляют системную целостность, с высокой эффективностью используются для принятия решений не только в типичных условиях, но и в нетрадиционных ситуациях; отдельные элементы знаний носят авторский характер, обладают новизной;

- высокопрофессиональные инструментально-исполнительские умения и навыки учителя характеризуются умелым сочетанием при выполнении действий репродуктивного и творческого порядка, что позволяет добиваться высоких исполнительских результатов; эффективность практической реализации отдельных исполнительских действий повышается за счет использования авторской технологии.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя музыки вбирает в себя систему музыкально-теоретических, дирижерско-хоровых и вокально-хоровых, музыкально-исполнительских и методических знаний, умений и навыков, составляющих информационно-операциональную основу общей профессиональной компетентности специалиста и имеющих нравственную и педагогическую направленность. Именно их наличие (в сумме с общекультурными, психолого-педагогическими знаниями и умениями, ценностными и творческими ориентациями, педагогическими и музыкальными способностями, профессионально значимыми качествами) выступает важнейшим условием и предпосылкой эффективной музыкально-воспитательной деятельности современного учителя музыки общеобразовательной школы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?