Тема народного единства в творчестве К. Маковского и современных нижегородских художников
М.П.Мусоргский
У каждого народа есть будущее, настоящее и прошлое. История – это живая связь времён. Много совершено добрых и славных дел нашими предками. В памяти уже нескольких поколений живёт подвиг, совершённый Мининым и Пожарским. Они освободили Русскую землю от врагов в 1612 году. В современной России эта дата отмечается 4 ноября (22 октября) как День Народного Единства.
Подвиг Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского
Такие люди, как Козьма Минин, были и есть. Которые горят сами и зажигают других.
Надо особо осознавать, что не Пожарский, бояре и дворяне подняли и повели Кузьму и народ, а народ и Кузьма выбрали, "указали на Пожарского" и повели Пожарского, бояр и дворян на Москву.
Кузьма Минин был первый в истории страны человек, который поднял народ на защиту государства. А нижегородское ополчение было первым случаем в истории, когда народ сам пошел защищать государство.
Вот в чем заключается гражданский подвиг Кузьмы Минина и нижегородского народа.
Мне стало интересно узнать, кто из великих художников обращался в своём творчестве к этой теме. Проследить тему патриотизма, народного единства нижегородцев в творчестве художников разных поколений, произведения которых находятся у нас в Нижнем Новгороде. Я познакомилась с великим полотном К. Маковского « оззвание Минина к народу», которое является главным экспонатом НГХМ.
Тема Нижегородского ополчения в творчестве нижегородских художников
Есть ли современные художники-нижегородцы, которые в своём творчестве отражают тему гражданского подвига своих земляков? Кто эти люди? Какую идею они стараются донести до зрителя в своих произведениях?
Мной в работе была поставлена цель проследить преемственность поколений, показать, что художники разных поколений обращались и обращаются к теме народного единства, к событиям 400-летней давности. Тем более что 2012 год юбилейный. Тем более, что это были мои земляки.
2012 год - год 400-летия воззвания Минина к народу. Чувство гордости за свою малую родину присуще, наверное, каждому человеку. Великий дух патриотизма, сохранивший российскую государственность в годы лихолетий, остается неизменным, а память о героях прошлого продолжает вдохновлять творцов.
Объектом исследования стали картина К.Маковского «Воззвание Минина к народу» которая является главным экспонатом НГХМ, картина современной нижегородской художницы Марины Поляковой «Купно за едино» скульптура её сына Фёдора Полякова «Дружина».
«Воззвание Минина к народу» к. Маковского: история создания
В картине Константина Маковского «Воззвание Минина» передо мной предстала история моей страны, история народного подвига во имя спасения своей Родины. Я горжусь тем, что именно в нашем Нижегородском художественном музее экспонируется это великое и по размерам, и по значимости полотно!
Русский художник 19 века Константин Маковский создал картину «Воззвание Минина к народу». И мне было интересно узнать, что подтолкнуло его к этой теме, как он работал над этим огромным по размерам полотном, и как эта картина оказалась в Нижегородском музее и кто из современных художников- нижегородцев продолжает традиции великих русских художников.
Героические события 1611 года на протяжении многих лет вдохновляли художников на создание великолепных произведений искусства. В Нижегородском государственном художественном музее хранится одна из величайших исторических картин кисти К. Маковского «Воззвание Минина».
Константин Его́рович Маковский (1939-1915) избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма (рис 1).
Мысль о создании картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX в, когда Маковский ещё учился в академии художеств. В Академии художеств предлагались темы из отечественной истории, в их числе и подвиг К. Минина. В начале 1870-х годов, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на его родине достойный памятник, Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить также эту тему в живописи.
К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции, решился на создание большого исторического полотна. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине.
В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вдохновившись картиной Репина, Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.
В основу сюжета положены реальные факты, имевшие место в сентябре 1611 года.
Нет сомнения, что столь огромное в размерах полотно потребовало от художника большой подготовительной работы. В 1891 году Маковский приехал в Нижний Новгород и провёл здесь 3 года, делая подготовительные зарисовки. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города. Всё это разбудило творческое воображение художника. Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок – вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины.
Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.
Маковский сделал и ряд портретных зарисовок. В картине художник разбил толпу на группы, он приемами сопоставления показал разные слои населения, что по пожиткам и промыслам участвуют в общенародном деле.
В Нижнем Новгороде Маковский познакомился с художником А. О. Карелиным, у которого была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства и предметов быта: национальные одежды, старинные ткани, иконы, шкатулки, подсвечники, кубки, которые художник изобразил в картине. Ведь нужно было показать конкретную реализацию патриотического порыва нижегородцев – их приношения.
Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – первый взрыв народного патриотизма. По замыслу художника полотно должно было быть масштабным, впечатляющим, соответствовать значительности самого события, изображаемого в картине.
Маковский просит Академию художеств предоставить ему помещение больших размеров и, получив отказ, в начале 1893 года покупает мастерскую художника В. Верещагина, находившуюся в парижском предместье Сен-Жермен. Мастерская была необычайно удобной: она имела не только закрытую студию больших габаритов, где могли разместиться крупноформатные холсты, но и так называемую «летнюю мастерскую» в саду, предназначенную для работы над картинами больших размеров при естественном освещении. Специально для этой картины Маковский заказал холст огромного размера, который был выткан для него в текстильных мастерских Лиона.
Маковскому вдали от Родины не хватало натурщиков с русскими чертами лица. Он вынужден был часто повторяться. Например, у носильщика на первом плане, в верхней левой фигуре и у той, что находится под рукой Минина – одно лицо. Подобных повторов много, особенно не повезло женским и детским образам. Они лишены индивидуальности и различаются между собой лишь позой и одеждой. Есть исключения, такие, как, например, девушка с кокошником в руках на первом плане.
Картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» - одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна. Во первых, она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры – 698х594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна). Во- вторых, художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям. В - третьих, только портретно решенных героев в картине свыше сотни! Лишь К.Е. Маковскому удалось создать эпическое произведение, где в монументальных формах переданы массовость, размах и масштаб самого движения.
Для нижегородцев картина Воззвание Минина имеет не только художественную, но и историческую ценность, ибо в ней запечатлено героическое прошлое родного города. Впервые картина «Воззвание Минина» экспонировалась на Нижегородской 16-й Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставке (1896 год). Ввиду громоздких размеров картины пришлось выстроить специальный павильон.
Мнение критиков картины было неоднозначно. Критики отмечали, что рядом с сочными кусками – живопись вялая, скучная, бедная. Создается впечатление, что осталась в подмалевке, не прописана, не промоделирована вся груда приношений на первом плане, наиболее близком к зрителю, а, следовательно, и очень важном в смысловом отношении. Как будто писал ее другой художник, профессионально слабый и неумелый. Сложности оказались и в передаче планов. Художнику было незнакомо понятие цветовоздушной перспективы, которая бы объединила, связала всю композицию в единое пластическое целое, не нарушив ее цветоносности.
Историческую значительность Воззвания Минина хорошо понял М. Горький. Отвечая тем, кто слишком бранил картину, он заканчивает посвященный ей очерк такими знаменательными словами: «Хорошая картина! Быть может, она несколько тускла – в ней мало солнца, мало блеска… Не горит все это золото, серебро, ткани, главы церкви. Небо покрыто белыми легкими клочьями облаков, между ними всюду синева, но солнца мало… Зато жизни много».
В 1908 году полотно было приобретено Министерством императорского двора и подарено городу в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия династии Романовых и в ознаменование заслуг нижегородцев перед Отечеством. Картина находилась в здании городской Думы (Дворец труда) на центральной площади Нижнего Новгорода. Это затрудняло доступ к ней широкой публики. В 1971 году было принято решение о передаче полотна Художественному музею.
В 1972 году она была передана музею и экспонируется во втором здании музея, доме нижегородского городского головы – купца Д.Сироткина. Именно для экспозиции этой картины был пристроен отдельный зал.
Вот как очевидец описывает ее последнее путешествие: полотно со всякими предосторожностями навернули на вал, который на руках вынесли из зала Дворца труда и бережно погрузили на автомобиль с длинным кузовом. Когда машина, миновав площадь Минина и Пожарского, подъехала к зданию музея, картину так же бережно сняли, подняли краном на высоту третьего этажа и через окно – только так можно было управиться с грузом таких необычайных габаритов – опустили в музейное помещение.
Но для меня, как для зрителя, эта картина важна прежде всего своим эмоциональным накалом, своей исторической правдой, духом единения русого народа в борьбе с врагом.
История создания картины, настроение, передающее дух народного патриотизма, реальные исторические персонажи позволяют считать это полотно не только художественным, но и историческим документом. Значимость изображённого в произведении события для судьбы Нижнего Новгорода и всей России, мастерство живописца делают его одним из шедевров собрания музея и главной достопримечательностью Нижегородского региона.
4 ноября 2012 года отмечалось 400-летие воззвания Минина к народу. Центром празднования этого юбилея был Нижний Новгород. Одним из крупнейших мероприятий была всероссийская художественная выставка «Единение», в которой основной была тема народного единства и патриотизма. Такая выставка всероссийского масштаба проходила в Нижнем Новгороде впервые. Я побывала на этой выставке со своей семьёй.
Она разместилась в центральном выставочном зале Нижнего Новгорода в центре города на площади Минина. И это символично. Художники объединились, чтобы показать своё отношение к событиям 400-летней давности. И название выставки символично - «Единение». В ней приняли участие художники, скульпторы, керамисты, декораторы со всей страны. Большинство из них обратились к исторической теме воззвания Минина к народу. Нижегородские художники представили лучшие свои произведения. Выставка получилась очень мощная.
На этой выставке были представлены работы семьи нижегородских художников Поляковых, в которой творят художники двух поколений. Супруги Марина и Михаил, и их сын Фёдор - молодой, но очень перспективный скульптор по металлу. Марина Полякова представила картину «Купно за едино», а её сын Фёдор выставил скульптуру «Дружина».
«Купно за едино» Марины Поляковой
Марина является Членом Союза художников РФ с 2000 года. С 1995 года — участница многочисленных выставок и проектов в России и за рубежом. Работы художницы находятся в частных собраниях России, Франции, Англии, Швейцарии, Голландии, Германии. Полякова Марина — настоящий мастер, художник с тонкой, сложной и неповторимой манерой исполнения своих произведений. В своем творчестве художница идет от традиций народного, декоративного искусства. Сочетание объемности и в тоже время плоскостности в изображении персонажей — удивительная особенность индивидуальной манеры исполнения. «Мои картины называют этническими. Синтез, эклектика стилей и техник — это отличает мои работы. Эмоциональный декоративизм — основное направление моей живописи. Поэтому картины полны знаков, линий, таинственных или, наоборот, очень ярких пятен», — рассказывает Марина о своём творчестве. «Мне бы хотелось, чтобы человек смотрел на них с удовольствием – в течение полутора часов… или всей жизни», – говорит она. На ее картины действительно смотришь долго и с удовольствием, они притягивают игрой и насыщенностью цвета, богатством фактуры, изысканной простотой композиции. А вот о своей авторской технике выполнения работ Марина не рассказывает никому.
«Купно за едино»- этими словами Козьма Минин призывал нижегородцев объединиться в борьбе с иноземными врагами. Именно так художница и назвала свою картину.
В центральной части картины показана группа конных воинов – нижегородских ополченцев. И композиция выбрана художницей не случайно. Передняя фигура защитника, а за ней ещё и ещё, и ещё… И нет числа защитникам отечества, которые встали копной, все вместе за Родину. Подняты хоругви. Надеются ополченцы на помощь и защиту Богородицы и Иисуса Христа. А впереди, на фоне бородатых русских дворян, едет на коне совсем юный мальчик. Так символично художница показала современное поколение россиян. Оно тоже готово встать на защиту своего Отечества, если будет необходимо, которое едино со своими предками, которое помнит их гражданский подвиг и гордится ими. И лошадь под этим юношей белого цвета. И это тоже символично. Белый цвет издавна на Руси олицетворял духовную чистоту. В этом художница передаёт своё отношение к молодому поколению современников, верит в его духовное очищение. Рассматривая картину, понимаешь, что и сама художница едина со своим народом.
В левой нижней части картины показан Нижегородский кремль, в правой нижней части - Московский кремль. И ополченцы двигаются от Нижегородского кремля к Московскому. Путь сложный, трудный. Художница потому и показывает дорогу витиеватую, извилистую. А фоном показаны тоже фигуры воинов, но менее отчетливо - так художница передаёт мысли ополченцев о предстоящей борьбе не на жизнь, а на смерть.
С первого взгляда понимаешь, что автор этой картины женщина. Только женщина способна так изысканно, с такой любовью показать каждую деталь картины. Большие локальные цветовые пятна, плоскостная манера письма- именно это видно с первого взгляда. Но художница не отпускает взгляд зрителя, а увлекает за собой в сложный мир деталей, сплетённых узоров, образов. И хочется подойти поближе и рассматривать, рассматривать…
Марина работала над созданием этой картины целый год, когда узнала о предстоящей выставке к 400-летию воззвания Минина к народу. Была проделана большая поисковая работа, перечитаны исторические материалы по истории нижегородского ополчения, рассмотрены исторические картины старых русских мастеров. Весь материал переосмыслен и пропущен через душу художницы. И подан зрителю в новой трактовке, где тема народного единства, патриотизма и любви к Родине конечно же осталась и является основной, и в тоже время решена по-новому.
За эту картину Марина награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации с формулировкой «за многолетнюю, плодотворную творческую деятельность и большой вклад в развитие нижегородской художественной культуры, за общественную гражданскую активность».
Скульптура из металла «Дружина» Федора Полякова
Ещё один участник выставки «Единение»- сын Марины Поляковой Фёдор. Это начинающий художник-скульптор по металлу, представитель ещё более молодого современного поколения нижегородцев. Любовь к символам, этносу, традициям, легендам внушала Фёдору мама, Марина Полякова. Несмотря на юный возраст, а Фёдору 20 лет, он активный участник многих городских, областных и российских выставок. Его ландшафтные скульптуры украшают улицы Дзержинска и Москвы. Отражение искренности присутствует и в его творчестве. Молодой, начинающий художник представил на всероссийской выставке «Единение» свою новую скульптуру из металла «Дружина».
«Дружина» – гвоздь программы (то есть выставки «Единение») и в прямом, и в переносном смысле, - говорит Ирина Маршева, искусствовед и член Союза художников РФ. – Скульптурная композиция, в которой прекрасно воплощена идея героизма, выполнена из гвоздей и металлотходов. А как смотрится!
Три воина идут, чтобы вступить в ополчение, они вооружены и настроены серьезно. Они идут изгнать врагов со своей земли. Дорога, путь в виде ладьи. Она вносит движение в композицию. Также символизирует лунный серп, вечное движение, который плывет по небосводу. Вглядевшись внимательно в металлическую паутину образов, зритель замечает жизнеутверждающую силу скульптуры. Рассматривая «Дружину», чувствуешь, что воины идут в задумчивой тишине, обдумывая предстоящее сражение. Но не слабость и страх чувствует зритель в фигурах защитников, а готовность дать отпор врагу за свою родину, свой народ, своих детей.
Тема патриотизма просматривается и в более ранних его работах « Георгий Победоносец», «Воин».
Так современные нижегородские художники не просто отдают дань памяти своему земляку Кузьме Минину и другим великим соотечественникам – героям ополчения 1612 года, но и подтверждают верность их духовным традициям и нравственным ценностям, главные из которых – ответственность за своих близких, за свою Отчизну.
«Купно за едино! Вместе за одно!» – эти слова Минина не теряют своей актуальности и сегодня, оставаясь нравственным ориентиром для большинства жителей нижегородской земли и в наши дни.
Я проследила историческое событие 1611 года в творчестве русских и современных нижегородских художников и скульпторов. Наш народ всегда был готов встать на защиту своей Родины в трудные моменты для страны. И современные художники и старшего поколения, и совсем молодые, почти мои ровесники, продолжают традиции русских художников 19 века. Которые своим творчеством, в своих картинах и скульптурах прославляют русский народ, его гражданский подвиг!
Каждый из представленных авторов по-своему изобразил события 400- летней давности. Но в каждом произведении просматривается общая черта- это любовь к своей Родине, гордость за свой народ. И чувствуется желание авторов быть в единстве со своим народом. Духовность, традиция, мастерство являются основными ипостасями как у известных русских мастеров, так и у современных творческих людей. Такие произведения изобразительного искусства станут нашей общей культурной памятью.
Я полностью разделяю слова А. Н. Толстого «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Картин на патриотическую тему у русских художников не мало. Но я своей работой хочу донести до молодых нижегородцев идею о том, что рядом с нами, в Нижнем Новгороде есть достойные образцы произведений искусства, которые прославляют героизм и гражданский подвиг нижегородского народа. Не всё плохо в нашем Отечестве, как некоторые считают, особенно люди молодого поколения. Есть рядом с нами и то, чем мы можем и должны гордиться. Гордиться своими земляками во главе с Козьмой Мининым, которые встали на защиту Отечества. И что только в единстве можно преодолеть все трудности. Именно по – этому я выбрала эпиграфом своей работы слова композитора Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему», а я бы ещё добавила: к будущему.
Считаю, что работа имеет высокую практическую значимость, так как, собранные материалы можно использовать на уроках МХК, краеведения, истории, ИЗО, внеклассных мероприятиях, на занятиях по истории искусства в художественных школах.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.