В наше время, когда полностью меняются жизненные ориентиры людей, уничтожаются и перечеркиваются прошлые заслуги, когда идет преклонение перед культурой и бытом западных стран, учителям очень важно сохранить, передать и постараться воспитать в молодом поколении желание быть культурными, воспитанными людьми, вести здоровый образ жизни без курения, наркотиков, алкоголя, пробудить в них желание жить полноценной счастливой жизнью. А для этого необходимо уделять огромное внимание этическому и эстетическому воспитанию на самых ранних ступенях развития человека.
Необходимость развития культуры общения, культуры поведения учеников ставит необходимость решения задачи формирования музыкально-двигательной культуры учащихся, умения их чувствовать и понимать ритм танца, совершенствовать свои физические данные. Поэтому целью преподавания предметов эстетического цикла, в том числе ритмики, учитель видит в формировании у школьников этической и эстетической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.
Уроки эстетического цикла, в том числе ритмика, рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми — лживость, предательство, высокомерие, грубость. Преподавание ритмики в гимназии закладывает в учащихся фундамент правильного отношения к жизни, правильного поведения в обществе, уважительного, культурного отношения друг к другу.
Ритмика — это движение под музыку. Основной целью уроков ритмики в гимназии видится в том, чтобы способствовать эстетическому развитию детей, прививать любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие): развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитывать художественный вкус, интересы, учить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.
Использование материала переработанных и адаптированных к условиям гимназии программ по ритмике и танцу создает условия для полноценного совместного творчества учителя и учащихся. Учитель в процессе преподавания ставит несложные сюжетно-тематические этюды гражданской и нравственной направленности и использует высокохудожественную музыку: классическую, современную, народную.
Музыка, которую слышат дети на уроках ритмики, имеет одно из главных значений в деле эстетического образования. Она должна быть доступной и разнообразной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.
Для преподавания курса ритмики и бытового танца учителем разработана и адаптирована государственная программа на 4 учебных года. Занятия планируются с учетом особенностей состава класса, уровня музыкально-ритмических данных, психических особенностей. В процессе обучения интегрируя и дифференцируя в некоторой степени задание по ритмике и определенную тему по музыке. Отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение года.
Одна из основных задач программы — это приобщение учащихся к народной культуре, постижение ее истоков, воспитание чувства гражданственности и патриотизма через русскую народную хореографию. Разработанная учителем программа нацелена на комлексный подход в методике преподавания и проведения уроков по ритмике и танцу. В ней поставлены наиболее важные цели и задачи.
Программа учителя обладает также своеобразной гибкостью, т.е. легко интегрируется с другими дисциплинами, что позволяет всесторонне рассмотреть изучаемые аспекты и легко ориентировать преподавание на определенные возрастные группы.
Преподавание ритмики в педагогическом опыте учителя ведется на основе методической проблемы: «Обучение детей хореографии на основе пантомимы».
Пантомима (от греч. — все воспроизводящий подражанием) — вид искусства, в котором художественный образ создается при помощи пластической выразительности человеческого тела. Этим учитель объясняет близость пантомимического и танцевального искусств, а также более или менее широкое включение пантомимы в танец. В качестве главного средства выразительности пантомимы используются жесты, поэтому ее иногда называют искусством жеста. Жест — это движение или комплекс движений, содержащий какой-либо эмоциональный оттенок, информацию о человеке, его отношение к окружающему; это сигнал, передаваемый при помощи движения рук, ног, мышц тела и лица. Простейшие элементы пантомимы доступные для детского исполнения, используются в различных видах художественно-пластической деятельности школьников, в частности в танце.
Выразительность исполнения упражнения учитель определяет умением использовать соответствующую мимику, менять ласковое выражение лица на испуганное, настороженное. При этом значительное внимание она уделяет своему мастерству, умению, которому подражают дети. Выражения лица учителя (при некоторой утрированности, артистической «укрупнённое» мимики) должны быть естественными, не напряженными. Кроме того, при объяснении учащимся, как передать то или иное настроение, обращается внимание на выражение глаз или лица в целом: «посмотреть ласково», «улыбнуться глазами», «посмотреть сердито (испуганно)» и т.п.
Учитель обращает внимание на музыкальность исполнения жеста, его со-отнесённость с определенными музыкальными мотивами, фразами. Можно предложить детям послушать музыку и представить (мысленно), как под нее исполняется движение. Важно учитывать также, что музыкальное сопровождение должно звучать в том темпе, который удобен детям для выполнения упражнений.
Об авторе: Омельченко В.В., педагог дополнительного образования.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.