Наталья Александровна Каштанова, 25.09.2012 1

Эссе "Я иду на урок"

Я иду на урок... Впервые представляюсь ученикам: Наталья Александровна. Знакомимся... Неожиданно завязывается разговор на тему "Что в имени тебе моем?" Вспоминаем Пушкина: Александр (греч., защитник людей) Сергеевич (лат., высокочтимый)... Как здорово это имя сочетается с тем, что значит для потомков судьба великого поэта, "России первая любовь"!


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Вижу заинтересованные лица моих Елен, Михаилов, Алексеев и Николаев и предлагаю дома написать сочинение — эссе о своем имени, обратившись за справками к Словарю русских личных имен, Календарю именин, к стихам, где звучат имена, к родителям, которые, возможно, расскажут что-то важное об этом.

Задумалась и я. Сколько известных в литературе людей носили, например, имя Иван (греч., добрый, чудесный): Тургенев, Крылов, Бунин; Николай (греч., победитель народов): Гоголь, Некрасов, Лесков; Михаил (еврейск., равный богу): Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Булгаков, Шолохов, Зощенко... Конечно, все они разные личности, но что-то все-таки их объединяет. Может быть, имя, данное человеку, - это своеобразная кодировка, предопределяющая судьбу каждого из нас?

Размышляю об этом в своей семье. Моя мама и папа закончили Тамбовский государственный пединститут имен Г. Р. Державина. Уже с детства я знала о школьной жизни все: подготовка к урокам, проверка тетрадей, педсоветы, турслеты, экзамены… Поэтому мой выбор профессии был далеко не случайным. Я поступила в тот же ВУЗ, что и мои родители. С успехом его закончила и вот уже 25 лет работаю в школе учителем русского языка и литературы. Да и назвали меня в честь любимой героини Л. Н. Толстого Наташи Ростовой – Наташей. Так говорил мой отец всем родным и знакомым.

Я иду на урок... Иду учить. Сегодня у меня изложение в 7 классе «Януш Корчак». Прочитав текст, я решила для себя узнать побольше об этом самоотверженном человеке: враче, писателе, педагоге. О его педагогических принципах.

Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей. Старая как мир идея - она так естественна, и гибель Корчака была для него тоже естественна: она стала венцом его идеи. Януш Корчак не спас своих воспитанников из детского дома и не мог их спасти, но он не оставил их перед лицом смерти точно так же, как не оставлял он их перед лицом жизни.

«Труд не позорит, а возвышает индивида до ранга человека», - говорил Яшун Корчак. Он стремился детям привить любовь к труду. Так и я вижу свою задачу не только в том, чтобы дать ребятам базу программных знаний, но и привить навык организации учебного труда, в котором есть место интеллектуальному поиску, умению самостоятельно работать с книгой, схемой, опорным конспектом, желанию творчески подходить к выполнению любого задания, рационально распределяя обязанности в группе единомышленников.

Только тогда можно говорить об учении с увлечением, только тогда наряду с традиционными уроками войдут в привычку уроки-лекции и беседы, семинары и диспуты, уроки-тестирования и зачеты, уроки-концерты и уроки сотворчества с элементами интегрирования. Такая система делает ребят соавторами учителя в разработке уроков, развивает их эстетические наклонности, повышает эрудицию учащихся и учителя, не позволяя останавливаться на достигнутом. Именно поэтому приходится искать "изюминку" к каждому уроку.

Изучая поэзию, сами сочиняем стихи и песни в подражание стилю, форме, юбилейные посвящения, письма (восторженного или возмущенного читателя), буриме, зарифмованные вопросы или домашние задания и многое другое.

Как я узнала, в своем "Дневнике" Януш Корчак отмечал принцип: "Исследовать, чтобы задавать всё новые и новые вопросы". И он наблюдает везде, как стараюсь делать и я, чётко отслеживает ситуацию. Любая вещь, любая мелочь (даже носовой платок) даёт массу информации и пищи для размышления. Весь материал Корчак фиксирует, документирует и обобщает, заводит специальную записную книжку и дневник воспитателя. Документация Януша Корчака отличалась многообразием: внутренняя корреспонденция детдома, протоколы о работе самоуправления, записки детей, объявления, стенгазеты Дома сирот. Это был настоящий архив, который позволял докопаться до настоящих причин тех или иных перемен с детьми. Корчак был со своими воспитанниками 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Он отдавал им все свое время, всего себя. И, конечно же, дети отвечали ему взаимностью.

Счастье - это соучастие. Наполняет душу возможность отдать себя другому. А если те, которые получили твою частичку, готовы в ответ поделиться своей, то вы стали счастливыми людьми. И тогда вам захочется быть вместе не только на уроках. Обретая союзников, вы вовлекаетесь во внеклассную работу: вы дружно путешествуете, с удовольствием посещаете театры, музеи и выставки, вы ведете школьный рукописный альманах, где отражаются интересные события из жизни школы, помещаются лучшие творческие работы ребят (стихи, поэтические переводы, репортажи, статьи). Среди ваших выпускников обязательно будут победители предметных олимпиад и конкурсов, отличники и медалисты. А местом, где можно и "чаю попить", и "себя показать", и "других обсудить", станут "Литературные посиделки" - творческое воплощение вашего совместного труда.

Я иду на урок... Иду воспитывать. В школе воспитывает все. Это, конечно, эстетика кабинета, в котором проходят занятия: расположение парт, тематика стендов, оформление доски, цветы (на стенах, подоконниках или шкафах они находятся), даже фасон и цвет занавесок.

Воспитывать – это давать возможность задуматься над пониманием добра и зла, что позволяет огромное количество произведений классической и современной литературы. Сопоставить этот материал с мироощущением школьника разного возраста (от сказок к художественной литературе), научить различать истинное добро и зло и постараться воспитать чуткого, участливого, духовно богатого человека важнейшая задача учителя в наше непростое время небезопасных перемен в сторону духовного обнищания.

На этот счет у Януша Корчака есть великолепная мысль, что одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.

Корчак считал, что надо научить детей:

  • отличать правду и ложь, и ценить правду;
  • не только любить, но и ненавидеть;
  • не только уважать, но и презирать;
  • не только соглашаться, но и возмущаться;
  • не только подчиняться, но и бунтовать.

Запрет не поможет, а помогут правила и соглашения, регулирующие неизбежное.

Именно это стараюсь я воспитать в детях по средствам литературы.

Суть, стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность. Корчак всегда предостерегал от абсолютизации явлений и обобщений. В процессе воспитания речь идёт о конкретном ребёнке, который требует индивидуального подхода. Ребёнка нужно отслеживать в процессе развития, перемен, и уже, исходя из этого, вырабатывать наиболее эффективные приёмы воспитания. Процесс воспитания должен был подчинён идее положительного развития, как физического и духовного здоровья.

Поэтому-то, я работаю по адаптивной системе образования, стараюсь чаще разговаривать с учениками в неформальной обстановке, чтобы понять, чем живут дети, как они меняются, узнать их «масштаб понятий».

«Детей нет – есть люди. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств», - так говорил Яшун Корчак.

Мои принципы воспитания совпадают с принципами воспитания Корчака – это право ребенка на уважение, право ребенка быть самим собой, право ребенка на сегодняшний день (ребенок живет уже сейчас, а не только собирается жить в будущем). Это не унижать ребенка! «Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится именно на «счастливое» детство», - пишет Корчак. А что ли мы задумываемся над этим? Ведь так легко нам, взрослым, обидеть маленького человека, даже не заметив. Надо быть строже прежде всего к себе!

Я иду на урок... Спешу. Январский мороз подгоняет. В утренней темноте, порой не различая лиц, отвечаю на приветствия. Улыбаюсь - этих, конечно, узнала: выпускники прошлого года, теперь студенты, виделись недавно (взахлеб рассказывают о своей жизни!), с нетерпением ждут вечера выпускников...

Значит, дорога им школа, значит, пришло что-то вроде послевкусия - приятного ощущения от выпитого качественного напитка, значит, наше совместный труд не прерывается.

Школа – это детство. А по Янушу Корчаку: «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь». Вся педагогическая система Корчака построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства.

А мои ребята, я уверена, будут счастливы! Ведь я старалась их сделать самими собой, старалась не относиться к их проблемам свысока, не строила иллюзий, что их доверие и симпатию можно легко завоевать (это долгий и кропотливый труд), любила их любыми, ведь как говорил Корчак: «Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой».

А что дальше? Вижу: я иду на урок

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 [Материал] Алексей • 20:05, 01.09.2013
Я считаю, Наталья Александровна - самый сильный учитель русского языка, она ищет подход к каждому, мой класс и мои родители очень любят и уважают этого преподавателя!
[Материал]