учитель высшей квалификационной категории
Купрюнина Наталья Александровна
МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской области
«Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».
Послание Президента России Федеральному Собранию
Главным результатом модернизации современной школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. С задачами подобного уровня в общенациональном масштабе мы сталкиваемся впервые.
Во-первых: ситуация «хождения за наукой» времён петровских преобразований уже в значительной степени «подёрнута пылью истории» и с точки зрения масштабности и проблематики ни в какое сравнение не идёт. Во-вторых: проекты советских времён вроде «Догнать и перегнать Америку» при всей их грандиозности преследовали вполне конкретные и хронологически ограниченные цели, не затрагивающие базовых основ воспитания и образования как такового. В-третьих – и это главное – до недавнего времени мы на вполне законном основании вкушали плоды одной из самых эффективных в мире образовательных систем, при всех её очевидных недостатках. Сегодня же проблематика вопроса – совершенно иная: мы уступили передовые позиции соответствия современной школы задачам динамического развития общества. Увы. Как это ни прискорбно, начинать надо если и не с нуля, то со вполне очевидного осознания невозможности использования практического багажа последних десятилетий.
Необходим совершенно иной взгляд на проблему. И эта «инаковость» заключается в том, что необходимо с одной стороны – оставить несомненные достоинства классической российской системы образования, а с другой – сделать упор не на статических, а на динамических характеристиках процесса. То, что требуется от современного педагога – это способность формирования у школьников всего трёх «умений»:
• учиться самостоятельно, непрерывно, всю жизнь;
• принимать эффективные взвешенные решения в рамках плодотворного и взаимовыгодного коллективного труда;
• осознавать безусловный приоритет неизменных моральных ценностей перед любыми изысками высокоэффективных технологических решений.
В условиях современного быстроменяющегося мира это не узкий вопрос эффективности национальной педагогической системы, а гораздо более широкий аспект целого спектра вопросов выживания нации в целом. Научить учиться – это ещё далеко не всё, необходимо сформировать целостный взгляд на мир с учётом непрерывной изменчивости этого мира, возрастания динамики этой изменчивости, но при обязательном условии неизменности общечеловеческих ценностей в этом меняющемся мире.
Поэтому моя педагогическая философия – прозрачна и проста. В ней нет ни глобализма концептуальных педагогических истин, ни приземлённости сиюминутных тактических задач. И основывается эта философия на пяти следующих постулатах:
• высвобождение, реализация и стимуляция индивидуального творческого потенциала;
• мотивационная обусловленность всего процесса воспитания и образования;
• симбиоз самостоятельности, ответственности и коллективизма в процессе развития личности;
• чёткое, системное разделение педагогических функций и процессов между школой и родителями с обязательным анализом их взаимодействия и взаимовлияния;
• комплексная интегративность образовательного процесса, на уровнях как образовательных программ, так и индивидуальных методик преподавания конкретных предметов.
Высвобождение, реализация и стимуляция индивидуального творческого потенциала.
Бездарных детей нет, есть бездарные педагоги, к сожалению. Работа с одарёнными детьми – это прекрасно и замечательно, интеллектуальная элита общества – стратегический ресурс страны. Всё так. Только элита – сама по себе – никогда и нигде не делала погоды, тем более на переломных этапах развития. Творчество – это не эксклюзив, доступный единицам, творчество - это отношение к жизни.
Мотивационная обусловленность всего процесса воспитания и образования.
В условиях галопирующей динамики современного мира привычный метод «кнута и пряника» перестаёт работать, ставшая уже привычной и классической схема оптимального сочетания мер поощрения и наказания – вчерашний день педагогики. И чем быстрее мы это поймём, тем меньше педагогических ошибок приведут в конечном итоге к сломанным судьбам.
Симбиоз самостоятельности, ответственности и коллективизма в процессе развития личности.
Каждый человек – личность, единственная и неповторимая индивидуальность. С момента рождения. Любые попытки ограничить права ребёнка любыми благими намерениями – путь в никуда. Но общество индивидуалистов, неспособных жертвовать личными предпочтениями и благами во имя интересов коллектива – откровенная глупость, поскольку коллектив – в любом его проявлении - формирует среду выживания этой самой индивидуальности.
Чёткое, системное разделение педагогических функций и процессов между школой и родителями с обязательным анализом их взаимодействия и взаимовлияния.
Школа не может существовать отдельно от реалий семейного воспитания – вне зависимости от того, насколько конкретика подходов к воспитанию и образованию в этих двух базовых структурах общества разнится между собой. Избежать конфликтов и прийти к взаимопониманию – минимум того, что необходимо сделать. Минимум.
Комплексная интегративность образовательного процесса, на уровнях как образовательных программ, так и индивидуальных методик преподавания конкретных предметов.
Лавинообразное увеличение потока информации в современном мире приводит к очевидной необходимости укрупнения дидактических единиц. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика.
И всё было бы – действительно – на удивление прозрачно и просто. Если бы не одно «но». Вернее – целых три «но». Любая модель – ущербна, поскольку учитывает лишь ограниченное число оцениваемых показателей. Соответственно и любая педагогическая система – лишь мёртвая схема, если она не учитывает личности самого педагога. А если ресурсы, отводимые обществом на становление этой самой личности на протяжении многих десятилетий формируются по остаточному принципу, то оживить эту самую мёртвую схему способно только чудо.
Повторюсь: «бездарных детей нет, есть бездарные педагоги, к сожалению». Причины – много обширнее и глобальнее, чем проблематика качества системы подготовки педагогических кадров. Общество пока не готово к восприятию процессов воспитания и образования подрастающего поколения как базовых социо-культурных процессов, без гарантированной эффективности которых не может быть и речи о стабильности развития социума. Но оставим это на совести общества. Речь – в данном случае - о самом педагоге, о степени соответствия его мировоззрения уровню тех задач, которые предстоит решить в реальных условиях реальной жизни, без каких-либо скидок и послаблений.
Первое и обязательное: детей надо любить. С этой точки зрения «педагог» - это не профессия, это – диагноз. Дети чувствуют фальшь интуитивно, не утруждаю себя какой-либо системой обязательного аргументирования. Можно выстроить очень сложную, выверенную и грамотную концепцию образовательного и воспитательного процесса. Но если при этом работать, что называется, «из-под палки», не по убеждению, а по необходимости, или даже – следуя тем же благим намерениям – сознательно отдавая некий долг обществу, то результат, с высокой долей вероятности – будет нулевой.
Второе: педагог должен быть гражданином в самом высоком смысле этого слова. Попытка воспитать из сегодняшних школьников совокупность личностей с осознанной гражданской позицией трудами педагогов, которые сами в полной мере не отвечают указанной характеристике – маниловщина чистой воды. С точки зрения эффективности воспитательного процесса мы получим нечто прямо противоположное планируемому результату. Трус не может воспитать героя, эгоисты не способны сделать альтруизм обыденностью окружающей нас реальности.
Третье: педагог должен быть примером для подражания. Единственно возможный метод обучения и воспитания на сегодняшний день – «делай, как я». И что самое интересное, именно этот метод – конкретно только он – и работает. Всё прочее – наивная вера в то, что всё как-нибудь само собой образуется. Не «выворачивая себя наизнанку» каждый день, надежда добиться каких-либо результатов – всё та же маниловщина. Это только кажется, что в подобных изысках передовой линии некоего фронта нет необходимости. Война давно идёт, просто не все пока это осознали.
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что мой рецепт «чуда» для оживления мёртвой схемы – тоже недалеко ушёл от прекраснословия господина Манилова. Но другого у меня нет.
Такова моя педагогическая философия
Купрюнина Наталья Александровна
МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской области
«Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».
Послание Президента России Федеральному Собранию
Главным результатом модернизации современной школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. С задачами подобного уровня в общенациональном масштабе мы сталкиваемся впервые.
Во-первых: ситуация «хождения за наукой» времён петровских преобразований уже в значительной степени «подёрнута пылью истории» и с точки зрения масштабности и проблематики ни в какое сравнение не идёт. Во-вторых: проекты советских времён вроде «Догнать и перегнать Америку» при всей их грандиозности преследовали вполне конкретные и хронологически ограниченные цели, не затрагивающие базовых основ воспитания и образования как такового. В-третьих – и это главное – до недавнего времени мы на вполне законном основании вкушали плоды одной из самых эффективных в мире образовательных систем, при всех её очевидных недостатках. Сегодня же проблематика вопроса – совершенно иная: мы уступили передовые позиции соответствия современной школы задачам динамического развития общества. Увы. Как это ни прискорбно, начинать надо если и не с нуля, то со вполне очевидного осознания невозможности использования практического багажа последних десятилетий.
Необходим совершенно иной взгляд на проблему. И эта «инаковость» заключается в том, что необходимо с одной стороны – оставить несомненные достоинства классической российской системы образования, а с другой – сделать упор не на статических, а на динамических характеристиках процесса. То, что требуется от современного педагога – это способность формирования у школьников всего трёх «умений»:
• учиться самостоятельно, непрерывно, всю жизнь;
• принимать эффективные взвешенные решения в рамках плодотворного и взаимовыгодного коллективного труда;
• осознавать безусловный приоритет неизменных моральных ценностей перед любыми изысками высокоэффективных технологических решений.
В условиях современного быстроменяющегося мира это не узкий вопрос эффективности национальной педагогической системы, а гораздо более широкий аспект целого спектра вопросов выживания нации в целом. Научить учиться – это ещё далеко не всё, необходимо сформировать целостный взгляд на мир с учётом непрерывной изменчивости этого мира, возрастания динамики этой изменчивости, но при обязательном условии неизменности общечеловеческих ценностей в этом меняющемся мире.
Поэтому моя педагогическая философия – прозрачна и проста. В ней нет ни глобализма концептуальных педагогических истин, ни приземлённости сиюминутных тактических задач. И основывается эта философия на пяти следующих постулатах:
• высвобождение, реализация и стимуляция индивидуального творческого потенциала;
• мотивационная обусловленность всего процесса воспитания и образования;
• симбиоз самостоятельности, ответственности и коллективизма в процессе развития личности;
• чёткое, системное разделение педагогических функций и процессов между школой и родителями с обязательным анализом их взаимодействия и взаимовлияния;
• комплексная интегративность образовательного процесса, на уровнях как образовательных программ, так и индивидуальных методик преподавания конкретных предметов.
Высвобождение, реализация и стимуляция индивидуального творческого потенциала.
Бездарных детей нет, есть бездарные педагоги, к сожалению. Работа с одарёнными детьми – это прекрасно и замечательно, интеллектуальная элита общества – стратегический ресурс страны. Всё так. Только элита – сама по себе – никогда и нигде не делала погоды, тем более на переломных этапах развития. Творчество – это не эксклюзив, доступный единицам, творчество - это отношение к жизни.
Мотивационная обусловленность всего процесса воспитания и образования.
В условиях галопирующей динамики современного мира привычный метод «кнута и пряника» перестаёт работать, ставшая уже привычной и классической схема оптимального сочетания мер поощрения и наказания – вчерашний день педагогики. И чем быстрее мы это поймём, тем меньше педагогических ошибок приведут в конечном итоге к сломанным судьбам.
Симбиоз самостоятельности, ответственности и коллективизма в процессе развития личности.
Каждый человек – личность, единственная и неповторимая индивидуальность. С момента рождения. Любые попытки ограничить права ребёнка любыми благими намерениями – путь в никуда. Но общество индивидуалистов, неспособных жертвовать личными предпочтениями и благами во имя интересов коллектива – откровенная глупость, поскольку коллектив – в любом его проявлении - формирует среду выживания этой самой индивидуальности.
Чёткое, системное разделение педагогических функций и процессов между школой и родителями с обязательным анализом их взаимодействия и взаимовлияния.
Школа не может существовать отдельно от реалий семейного воспитания – вне зависимости от того, насколько конкретика подходов к воспитанию и образованию в этих двух базовых структурах общества разнится между собой. Избежать конфликтов и прийти к взаимопониманию – минимум того, что необходимо сделать. Минимум.
Комплексная интегративность образовательного процесса, на уровнях как образовательных программ, так и индивидуальных методик преподавания конкретных предметов.
Лавинообразное увеличение потока информации в современном мире приводит к очевидной необходимости укрупнения дидактических единиц. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика.
И всё было бы – действительно – на удивление прозрачно и просто. Если бы не одно «но». Вернее – целых три «но». Любая модель – ущербна, поскольку учитывает лишь ограниченное число оцениваемых показателей. Соответственно и любая педагогическая система – лишь мёртвая схема, если она не учитывает личности самого педагога. А если ресурсы, отводимые обществом на становление этой самой личности на протяжении многих десятилетий формируются по остаточному принципу, то оживить эту самую мёртвую схему способно только чудо.
Повторюсь: «бездарных детей нет, есть бездарные педагоги, к сожалению». Причины – много обширнее и глобальнее, чем проблематика качества системы подготовки педагогических кадров. Общество пока не готово к восприятию процессов воспитания и образования подрастающего поколения как базовых социо-культурных процессов, без гарантированной эффективности которых не может быть и речи о стабильности развития социума. Но оставим это на совести общества. Речь – в данном случае - о самом педагоге, о степени соответствия его мировоззрения уровню тех задач, которые предстоит решить в реальных условиях реальной жизни, без каких-либо скидок и послаблений.
Первое и обязательное: детей надо любить. С этой точки зрения «педагог» - это не профессия, это – диагноз. Дети чувствуют фальшь интуитивно, не утруждаю себя какой-либо системой обязательного аргументирования. Можно выстроить очень сложную, выверенную и грамотную концепцию образовательного и воспитательного процесса. Но если при этом работать, что называется, «из-под палки», не по убеждению, а по необходимости, или даже – следуя тем же благим намерениям – сознательно отдавая некий долг обществу, то результат, с высокой долей вероятности – будет нулевой.
Второе: педагог должен быть гражданином в самом высоком смысле этого слова. Попытка воспитать из сегодняшних школьников совокупность личностей с осознанной гражданской позицией трудами педагогов, которые сами в полной мере не отвечают указанной характеристике – маниловщина чистой воды. С точки зрения эффективности воспитательного процесса мы получим нечто прямо противоположное планируемому результату. Трус не может воспитать героя, эгоисты не способны сделать альтруизм обыденностью окружающей нас реальности.
Третье: педагог должен быть примером для подражания. Единственно возможный метод обучения и воспитания на сегодняшний день – «делай, как я». И что самое интересное, именно этот метод – конкретно только он – и работает. Всё прочее – наивная вера в то, что всё как-нибудь само собой образуется. Не «выворачивая себя наизнанку» каждый день, надежда добиться каких-либо результатов – всё та же маниловщина. Это только кажется, что в подобных изысках передовой линии некоего фронта нет необходимости. Война давно идёт, просто не все пока это осознали.
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что мой рецепт «чуда» для оживления мёртвой схемы – тоже недалеко ушёл от прекраснословия господина Манилова. Но другого у меня нет.
Такова моя педагогическая философия
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: