У нас действительно была очень неплохая система образования, которая имела и значительное число достоинств, и не менее серьезные недостатки, хотя, конечно, это не та система образования, с которой мы должны переходить в будущее.
Д.И. Медведев
Наше время такое:
Живем от борьбы
До борьбы.
Мы не знаем покоя...
Со времени моего детства школа, как и всё наше общество, претерпела огромные изменения. Впрочем, страна действительно переродилась, а вот школа, как и всё наше образование, только меняется, кидаясь в разные крайности, пока не найдя пути качественного развития. Как говорит В. Путин, "коренной модернизации отрасли образования пока не произошло". Ведь осознание новой миссии образования должен проявиться в сознании каждого, кто причастен к великому таинству рождения новой личности. Прежде всего, это касается руководителей учебных учреждений, которые ответственны за свои коллективы. Так каким же, а точнее, кем же должен быть руководитель образовательного учреждения, чтобы оно выполнило социальный заказ общества, выпуская в жизнь социально адаптированную личность с активной жизненной позицией?
Моя мама, Почётный работник образования, которая начала работать в нашей школе в 70-е годы XX столетия, часто вспоминала и вспоминает своего первого директора школы, который ещё лет 15 назад в её комментариях был отличным руководителем: строгим, авторитарным. По струночке ходили в школе даже учителя.
Когда в нашу школу пришла учиться я, здесь уже легко дышалось, можно было даже ученику прийти в кабинет директора без вызова и попросить совета не только по поводу уроков. Сейчас, конечно, и мама тот авторитарный стиль руководства считает далёким прошлым. "В последние годы мы последовательно и предметно стали заниматься развитием отечественного образования, на его подъем были направлены немалые для России ресурсы", — сказал глава государства на заседании Госсовета. Чтобы быть современным руководителем образовательного учреждения, нужно «родиться» сейчас, не физически, конечно, а социально, морально, нравственно…
Независимо от своего возраста я должна стать старшим другом, наставником для коллектива школы, прежде всего учителей. Чтобы в тебя поверили, пошли за тобой, нужно знать главное: куда вести и как. Поэтому одна из главных составляющих современного руководителя — это его образование, непрерывное, постоянное: вуз, курсы, семинары, саморазвитие…
Понимая необходимость постоянного постижения нового, да и удовлетворяя свою потребность, я научилась составлять школьное расписание уроков (теперь лучше понимаю учителей), научилась «плавать как рыба» по просторам интернета (без этого не организовать работу с электронными дневниками), освоила творческие подходы к презентации школы (это позволяет заниматься развитием школьного сайта). Зная мою активную позицию в плане самообразования, активизировались и наши педагоги, чувствую, что становлюсь для них не только тьютором, но, возможно, где-то и лидером.
Современный подход к образованию требует более широкий взгляд, обширные знания и активные действия от руководителя. Понимая это, изучаю образовательный менеджмент. Думаю, знания, полученные мной на курсах, помогут встать на более высокую ступень и в мастерстве менеджмента. Ведь уже сейчас организация платных образовательных услуг, которой занимается наша административная команда, — одна из составляющих моей деятельности, как и организация работы с учебными кабинетами, подготовка их к смотру-конкурсу на звание «Образцовый».
Знание основ менеджмента, требований реформ современного образования помогает осваивать работу с кадрами, где я как руководитель, должна не только обеспечить специалистами образовательный процесс, но и развить коллектив единомышленников, команду активно мыслящих, дерзающих, пусть сомневающихся в чём-то, отстаивающих свои позиции, но понимающих меня коллег, готовых подставить плечо и опереться на моё, идущих со мной в одном направлении, готовых к позитивным переменам, видящих главную цель деятельности, к достижению которой стремимся вместе.
Всеми качествами личности, всеми профессиональными ценностями, о которых велась речь, конечно, должен обладать современный руководитель, школьный администратор. Но если он не увидит первый распустившийся листок, не будет любоваться красотой заката, не почувствует настроение своего учителя, упустит возможность помочь, посоветовать, посочувствовать и порадоваться, он останется далёким путеводителем, но никогда не станет другом, с которым легче найти и реализовать себя. Может, я не права, но не представляю на дверях кабинета заместителя директора расписание, в котором указаны «часы приёма по личным вопросам». Если я в школе, дверь открыта всегда.
«В русском языке есть очень емкое, очень точное слово «вожак». Вожак — это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы. Вожак всегда там, где путь к цели непрост. И к ней не прошагать парадным маршем, а приходится пробираться сложными каменистыми тропами» (А.Н. Лутошкин). Да, трудно соответствовать всем требованиям к современному руководителю, так как невозможно закончить 3-4 вуза, изучив одномоментно экономику, менеджмент, юриспруденцию... Ну, а уж умение быть лидером в педагогическом коллективе, желание жить и быть с ним, жажда познания — это должно родиться в администраторе раньше его самого, ведь руководитель — лидер, менеджер, тьютор, человек…
Об авторе: Лобанова Ольга Борисовна, заместитель директора по УВР, МАОУ "СОШ №29", г. Березники, Пермский край, Россия.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.