Я глубоко убеждена, что ребенка воспитывает все: и внешность и манера поведения учителя, и взаимоотношения в коллективе, и обстановка в кабинете. Наш кабинет - творческая мастерская, в которой каждый ребенок найдет занятие по душе. У нас есть и оранжерея, и музыкальный центр, и принадлежности для художественного творчества, и фильмотека, и медиатека, и многое-многое другое...
Я считаю, что в школе можно и нужно работать с Чистым Открытым Сердцем, Трепетной Душой и Безграничной Любовью к таким разным и порой непослушным детям.
Каждый наш совместный урок – это открытие Таланта, погружение в Море Знаний, увлекательное путешествие по Стране Языкознание и хождение по Реке Литературоведение, качание на волнах Музыки, владение красками Живописи.
По словам В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Также он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда". На учителя в современном мире ложится большая ответственность: он должен не только владеть информацией в различных отраслях науки, но и понимать перспективы преподаваемого предмета, ориентироваться, какие возможности дает наука для решения не только культурных задач, но и выбора социально-экономических направлений в развитии современной школы. Учителю, идущему в ногу со временем, необходимо быть информированным в новых научных открытиях, владеть методом исследования, проявлять не только творческий подход к урокам, но и стремиться к тому, чтобы его ученики были Соучастниками научных изысканий. Современному учителю необходимо в совершенстве владеть и техническими новинками. Ведь не секрет, что наши ученики очень часто чувствуют себя свободнее в информационном пространстве, чем учитель. Я думаю, что вы согласитесь со мной: для качественной организации работы на уроках и во внеурочное время, для реализации своего профессионального мастерства просто необходимо умение применять информационно-коммуникативные технологии.
Мой педагогический опыт дает возможность работать с учащимися разных возрастных групп. Одно из ведущих направлений в моей работе занимала и занимает экспериментальная площадка «Овладение тайнами словесного мастерства». Для работы с одаренными детьми необходимо было разработать определенную систему обучения, которая стала бы эффективной в стратегии развития школы. Основная идея данной системы состояла в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности.
Экспериментальная работа учителя предполагает изучение специальной методической литературы, наблюдение за одаренными детьми, проведение диагностики в развитии способностей детей, выявление высокомотивированных учащихся. Работа Творческой мастерской в течение трех лет дала возможность выявить характерные особенности одаренных детей. Вот к каким выводам я пришла:
- одаренных детей отличает любознательность, способность активно исследовать окружающий мир, синтезировать полученные наблюдения;
- такие дети способны устанавливать причинно - следственные связи, проводить сопоставительный анализ не только в рамках изучения художественной литературы, но и «накладывать» свои знания на жизненные ситуации;
- талантливые дети с интересом и удовольствием воспринимают сложные задания, которые рассчитаны на реализацию не в короткое время и требуют применения определенных навыков;
- выполняя какое-либо задание, одаренный ребенок полностью в него погружается, старается найти неординарное решение поставленной задачи;
- и, пожалуй, еще одна особенность одаренных детей – это стремление войти в область научных знаний, которые еще недоступны и не изучены.
Разнообразные формы работы с одаренными детьми не только помогают раскрыть потенциал моих учеников, составить определенную диагностику их успехов. Но, пожалуй, самое главное – дарят учащимся радость открытий в космосе знаний. Цель этой работы - создать ситуацию успеха, способствовать раскрытию творческих способностей. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты. Мои ученики, принимая активное участие в Творческой лаборатории «Овладение тайнами словесного мастерства», становятся победителями и призерами муниципальных, Всероссийских, Международных конкурсов, предметных олимпиад, занимают призовые места на Декаде Наук, опубликовывают свои произведения не только в поэтических сборниках, но и в интернет пространстве. Именно эти ребята принимают активное участие в создании творческих проектов, выступают не только на школьных мероприятиях, но и выходят на муниципальный, региональный и международный уровни.
Перед современным учителем общество ставит важные задачи в воспитании подрастающего поколения, поэтому педагог должен стремиться стать Мастером своего дела, Профессионалом, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика. Без знания психологии ребенка, без понимания его потребностей, учитель не может считать себя Профессионалом. Стремление к совершенствованию в своей профессии должно обязательно присутствовать у современного учителя. И, как мне думается, учитель может считать себя Мастером только в том случае, когда способен проанализировать свою работу, выявить положительную динамику, наметить пути реализации новых проектов.
Я с уверенностью могу утверждать, что основу Педагогического Призвания составляет Любовь к детям. Это основополагающее качество является ведущей предпосылкой Самосовершенствования, целенаправленного Саморазвития многих профессионально значимых качеств учителя.
Без сомнения, можно заметить, что профессиональное мастерство - всегда результат кропотливого и долговременного труда. Труд учителя должен быть глубоко осмыслен, педагог беспрерывно вдумчиво размышляет над проблемами своего профессионального мастерства, все время находится в творческом поиске.
Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Мастерство приходит с годами либо, как уверяют злые языки, не приходит совсем. В последнем случае речь идет, скорее всего, об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу. Но и даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, обеспечивающий высокую эффективность в работе учителя, приносящей желаемые воспитательно-образовательные результаты. В настоящее время профессиональное мастерство заключается в том, как педагог умеет быстро и качественно решать стоящие перед ним воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их[1]i.
Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
А много ли сейчас в школе «совершенных учителей»? Часто ли встречаются детям такие педагоги, которые способны зажечь в них Искру Поиска и Вдохновения? Должна констатировать, что в современной школе, к великому сожалению, очень часто встречаются «урокодатели». И это не только вина самих педагогов, но и того прагматического отношения к профессии, которое «культивируется» в обществе.
«Наша жизнь – это священный лес»,- писал В.В.Вересаев. А значит, к жизни следует относиться с особым «благоговейным трепетом», потому что каждое мгновение нашей жизни есть великая тайна и открытие. И роль учителя в открытии этой тайны весьма велика. Если учитель сам способен видеть в каждом дне удивительное, если он следует определенным нравственным принципам, значит, и его ученики будут следовать за своим Мастером, открывая в себе новые возможности и способности.
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Вся его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
Слова А.де С-Экзюпери из сказки «Маленький принц» «самого главного глазами не увидишь» являются тем критерием в моей работе, который помогает пробуждать в детских душах жажду познания, стремление к самосовершенствованию.
А как направить детей по пути нравственного совершенства? Как научить их видеть и слышать сердцем? Как помочь расставить верные акценты в жизненных ориентирах? Как научить детей избегать физического и нравственного цинизма? Только читая правильные книги! Классическая литература – это тот верный компас, который может направить моих учеников по верному азимуту. А учитель, как опытный капитан, должен научить своих ребят не бояться жизненных бурь, уметь находить тот яркий свет маяка – Добродетели. Именно от учителя - словесника зависит, как наши дети будут относиться к духовному и историческому наследию нашей страны, смогут ли они бережно сохранять наш язык, сумеют ли найти для себя Главную Книгу Жизни, которая оградит их от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной...
Что Истина, и в чем ее истоки –
Тот спор ведется с древних лет.
Как в час тревог и в век жестокий
Нам сохранить святой обет?
Ведь свыше всем Талант дарован,
Чтоб мир наш хрупкий сохранить,
И путь проложен, уготован:
Добра и света вьется нить.
С рожденья каждый в мире ангел
С душою чистой, с блеском глаз.
Пусть теплится в душе ребенка
Восторженность любви сейчас.
Пусть паруса мечта расправит,
Даруя творчества полет,
И в гавань разума направит.
Пусть сердце доброе зовет
Идти дорогой созиданья,
Стремясь подняться над собой,
И каждый атом мирозданья
Наполнив нежной красотой.
Но этот миг взросленья детства
Никак нельзя нам упустить,
И словно бабочку с ладоней
В жизнь надо мудро отпустить.
Безусловно, духовно-нравственное воспитание - это долгий, кропотливый, ежедневный, ежечасный процесс, вмещающий в себя и систему работы над художественным произведением, и внеклассную работу, которая также способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Лично я считаю, что врачи и учителя, пожалуй, одни из самых необходимых и важных профессий. Нельзя не заметить, что физическое и душевное здоровье человека тесным образом связаны между собой. "Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути»,- писал В.Распутин. И с этим мнением нельзя не согласиться.
Мне искренне хочется верить, что нынешние выпускники педагогических ВУЗов придут в школу, чтобы продолжить традиции Мастеров педагогики А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Будут помнить о самоотверженном подвиге Януша Корчака, видного польского врача и педагога. Молодые педагоги, как мне кажется, не всегда воспринимают профессию Учителя как данную Богом. А служение Богу всегда сопряжено с самоотверженностью. И я считаю, что высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к профессии.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия № 15, г.о. Орехово-Зуево
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.