Прошло 11 лет педагогической работы…Я и сейчас считаю работу педагога очень сложной: такая ответственность перед детьми, их родителями, своими коллегами и перед самой собой, безусловно. Но переживания всегда подталкивают меня к преодолению разного рода жизненных трудностей и проблем на работе, поиску наиболее креативных путей их решения.
Основная идея моей педагогической деятельности – передать свои знания и опыт подрастающему поколению творческих личностей в плане культуры и эстетики дизайна. А осознанно полученное мной образование дизайнера и психолога, накопленный опыт в разнообразных видах дизайна плюс знания по общей, возрастной, педагогической, консультативной психологии, позволяют мне быть единственным специалистом данного направления в нашем районе.
Моё жизненное кредо – создавать и созидать; помогать, а может только направлять того, кто хочет создавать и созидать. Ведь в жизни столько интересного, так многое хочется успеть сделать. При этом обязательно должна быть цель, большая или маленькая, все равно. Должно быть в мечтах то, к чему можно стремиться, причем, постараться найти свой стиль работы – стать индивидуальностью в мире искусства, выработать свой декоративный почерк.
"Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" П .Торренс [1]
Поэтому и считаю своим долгом донести до детей, что надо очень-очень желать что-либо сделать, и постараться приложить все усилия, чтобы добиться хорошего результата,- и тогда обязательно получится! Мечты сбываются!
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт-сын ошибок трудных
И гений - парадоксов друг…А.С.Пушкин [2]
Для меня это не просто очень известные четыре строчки. С детства, вслушиваясь в их звучность (помните, так начиналась передача «Очевидное-невероятное»?), задумывалась об их смысле. И на протяжении жизни, периодически прокручивая их в голове, убеждаюсь в силе простоты пушкинского слова!
Арт-студия специализируется на получении основных знаний по рисунку и композиции, цветоведению, истории народного искусства нашего региона (история костюма, народные промыслы, быт бурят и эвенков), применяя на практике, создавая образы в рисунках и сувенирах - предметах арт-дизайна.
Считаю наиважнейшим в обучении – усвоение учащимися теоретических основ изобразительного искусства и дизайна, так как это опора для создания всего нового в мире рисования и декора. Не слишком ли серьезно для дополнительного образования, спросите вы? Да, это дети – они иногда совсем не знают что хотят, или сегодня они хотят заниматься рисованием, завтра – сделать самую классную поделку в мире, причем, за полчаса, послезавтра –быть только моделью на показе…Но!
В игре, с помощью тренинга и упражнений, арт-фотосессий и показов арт-моделей из бросовых материалов, творческих мероприятий нашего Центра и районных мероприятий, делая акценты на нужные моменты по теме обучения и проводя ассоциации тем теоретического материала с окружающим нас миром – я постепенно достигаю хороших результатов в работе.
Конечно, можно сделать пару интересных поделок, порадовав маму и папу: «Какая молодец, дочка, вот что умеет», - скажут родители, но это везение или большая помощь педагога. Но сделать серьезную вещь и потом не останавливаться на достигнутом, быть в тренде – это большой труд и постоянная работа над собой. Работа, прежде всего, в психологическом плане, где самообразование, безусловно, играет важную роль. И надо сказать, что в словосочетании «дополнительное образование» я считаю главным слово «образование». Не секрет, что для неординарных свободно творческих маленьких личностей часто бывает психологически неуютно в общеобразовательных школах с равнением на «как все» и не хватает чего-то особенного, индивидуального, а может быть, просто не хватает внимания к себе. А ведь каждому из нас так хочется быть услышанным и понятым! Поэтому передо мной стоит двойная задача: дать детям крепкие знания основ рисования и арт-дизайна, и в роли педагога-психолога, - верно определить направление творческой деятельности и оказать поддержку в развитии индивидуальных способностей, в социальном самовыражении, самоопределении личности ребенка. С одной стороны это довольно непросто – устаешь неимоверно (здесь как на качелях – важно равновесие желаний и сил), с другой стороны – только так можно помочь творчески одаренным детям найти себя в жизни, подготовить к поступлению в ВУЗы (мне, в свое время, некому было помочь – сама училась).
В процессе занятия мне важно сконцентрировать детское внимание на ключевых моментах – новая тема, новые термины вначале и закрепление нового материала, повторение изученного в конце (это нужно суметь сделать для всей разновозрастной группы). И уже в ходе самостоятельной работы в середине занятия, нужно создать атмосферу свободного творчества – время идейного поиска, обмена мыслями и интересной информацией, время упражнений, «мозгового штурма» и практического задания.
В воспитательной работе стараюсь уделять внимание повышению уровня самооценки отдельных обучающихся, уровня культуры и грамотности в искусстве всех обучающихся; лояльности в отношениях не только друг с другом в группе, но и в ходе общественных мероприятий Центра и даже со своими близкими.
Эта работа постепенно дает большие положительные результаты.
И прежде всего это то, что дети начинают доверять мне как другу – рассказывают как прошел день или почему они не выспались, говорят о том, что их волнует (каждый по-своему, конечно), а я доверяю им и рассказываю им свои детские истории, проводя параллели между их поколением и поколением нас - взрослых, которые были такими же детьми с похожими проблемами и вопросами.
А еще, горжусь тем, что могу помочь ребятам НЕ БЫТЬ НЕРАВНОДУШНЫМИ к жизненным событиям!!! УВАЖАТЬ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ! БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К ПРИРОДЕ – ведь мы часть нашей природы!
И горжусь тем, что ВМЕСТЕ у нас всё получается!
И все не зря! И все во благо!..
Список использованных источников:
1. Краткий тест творческого мышления П.Торренса. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов.- М.:ИНТОР,1995;
2. Стихи "Поэзия Проза" Русские Поэты. kaac.ru›pushkin26.html
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Рыбалко Татьяна Николаевна, педагог ДО, МБОУ ДОД "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий"
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.