Мельникова Людмила Николаевна, 09.07.2014 6

Эссе "Как наше слово отзовётся"

В одном городе жили по соседству пятеро друзей. Ходили вместе в школу, играли вместе в футбол. Гоняя как – то мяч по двору, один крикнул другому, что он никакой не футболист: его и заменяют часто, и дыхалка у него слабая, да и голов – то он забить не может, в общем, не его это дело. Загрустил мальчишка и перестал с того времени играть в футбол с ребятами. Звали его все Веня.


Обсудить статью (уже 6 коммент.) Опубликовать свой материал

Гулял он как – то по небольшому парку, находившемуся недалеко от его дома, и решил присесть на скамейку. Рядом сидела пожилая женщина, читая книгу. Она посмотрела на него с улыбкой и сказала: «Негоже грустить, молодой человек, по такой пустяковой причине. Кроме футбола есть ещё много прекрасных для души увлечений». Веня вспыхнул: «А откуда вы знаете про … это?»

«Да я тут часто сижу на скамеечке и вижу всё, что происходит у меня на глазах, - а потом продолжила: - Хочу сказать тебе по большому секрету, что не всё и не сразу получается у любого человека. Надо для этого очень много потрудиться. Но и одного труда бывает для этого иногда недостаточно». «А что же ещё нужно?» - недоумённо спросил мальчик, удивлённый словами незнакомой женщины, и с неподдельным интересом посмотрел на неё. «А вот послушай, а потом сам и решишь для себя», - медленно закрыв книгу, промолвила женщина и принялась говорить:

- На свете существует множество профессий, каждый человек выбирает ту, которой бы он хотел посвятить всю свою жизнь. Кого – то притягивает небо, и тогда он выбирает профессию лётчика, а тот, кто влюблён в море, становится моряком или капитаном дальнего плавания. Кого – то привлекает в работе большой заработок, а кому – то нравится, что не надо далеко ездить: работа находится рядом. А я вот когда – то захотела стать учителем, хотя меня многие отговаривали и даже смеялись надо мной, не понимая причины моего выбора. Но я стала им, нисколько не пожалев об этом. Да, на самом деле, учитель во все времена никогда не мог похвалиться тем, что он много получает. Или тем, что профессия эта очень почётна. Это сейчас проводятся конкурсы, на которых выбираются лучшие учителя. Я понимаю, для чего это делается – поднять престиж учительского труда, привлечь внимание молодёжи к этой профессии, общества – к проблемам современного образования.

Всё это как будто бы правильно звучит, но я вот о чём думаю: ведь отличие нашей профессии от других огромно. Вот представь себе токаря, плотника или шахтёра. Конечно же, каждый обязательно учится для получения определённых навыков и умений, каждый отрабатывает их до автоматизма. Почётны все работы, да и важны тоже. Но есть профессии, ограничивающие пребывание человека на рабочем месте: отработал определённое количество часов или смену – и ты свободен. Человек идёт домой и занимается тем, что его интересует, делает то, что он хочет.

А есть профессии, в которых стирается грань между тем, сколько времени ты провёл на рабочем месте и что тебе ещё необходимо сделать после нормированного рабочего дня. Так вот к таким профессиям относится учитель. Он находится в постоянном поиске нужных приёмов и средств преподнесения материала, когда готовится к урокам на завтрашний день. Для этого он должен постоянно читать дополнительную литературу, знать все новости по методике преподавания своего предмета, должен знать основы педагогики и психологии и каждый раз пополнять эти знания. Он ежедневно должен быть готов к разным непредвиденным ситуациям, решению проблемных вопросов и конфликтам, которые могут возникнуть среди детей, среди детей и взрослых. Учитель обучает не только основам наук, но и правилам поведения, а значит, и учит жить, формирует личность ребёнка, учит его мыслить и мечтать, дружить и любить.

- А когда же учитель занимается своими детьми, семьёй, домашними делами? - тихо спросил Веня.- Разве у него остаётся на это время?

- В том – то и дело, что для настоящего учителя всё смешано – перемешано в жизни. Потому что, по большому счёту, учительство – это не профессия, а образ жизни и образ мышления, где есть место всему: и чужим радостям, и чужим горестям, которые для учителя никогда не бывают чужими. Я вот слежу всегда за тем, чем занимаются мои бывшие ученики в жизни: читаю статьи ребят, ставших журналистами, радуюсь творческим успехам учеников, ставших художниками и музыкантами. Храню поздравительные открытки к праздникам, сделанные руками девочек и мальчиков, потому что они греют моё сердце своей добротой. Я каждого помню в лицо, с теплотой вспоминаю все наши совместные походы и экскурсии, их болезни и наши разговоры «о самом главном». Для меня неважно, кем стали мои воспитанники: врачами или инженерами, военными или бухгалтерами. Для меня важнее другое – стали ли они настоящими людьми. Для учителя - это самое главное, иначе его труд не имеет никакой цены.

Конечно же, он отдаёт своё сердце детям, и даже целую жизнь кладёт на это, а взамен не требует ничего. Поскольку таким качеством, как самопожертвование, обладает не каждый человек, постольку и учителем может стать не каждый. В годы Второй мировой войны известный польский педагог Януш Корчак в 1940 году был арестован и вместе с воспитанниками «Дома сирот», где он работал, был отправлен в Варшавское гетто. Корчак отдавал все силы заботе о детях, с неимоверным трудом добывая для них пищу и медикаменты. Через два года его вместе с 200 воспитанниками отправили в концентрационный лагерь Треблинку. Перед тем, как их должны были вести в газовую камеру на смерть, он отказался от предложенной фашистами в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть. История, которая заставляет задуматься о том, в чём же смысл учительского призвания. Надо так любить детей, мир, жизнь, любить больше себя, своей жизни, чтобы стать учителем и никогда не пожалеть о том, что выбрал этот путь, не свернуть с него, не предать людей, с которыми ты вышел в будущее.

Писатель Борис Стругацкий как - то сказал: «Работа - это обязанность, которую надлежит исполнять вне зависимости от прочих обстоятельств». Так вот, учительство – это не работа, даже если за это платят деньги, это и не труд в привычном понимании слова, даже если он приносит радость и удовлетворение, пользу обществу и благо людям. Это призвание, талант и отречение. Заметь, не отрицание, а отречение. Отрицать – это значит не доверять, не признавать, отказываться. Учитель не имеет на это права. Отречение от малого (мелких радостей, удовольствий, призрачного спокойствия, иногда переходящего в равнодушие) во имя чего – то значительного, важного, нужного для всех – вот принцип жизни настоящего педагога. Успехи твоих учеников – это и твой успех, их победы – это и твоя награда.

Конечно же, учитель не всегда может посмотреть интересный фильм, встретиться с друзьями, не всегда есть время почитать новый роман, но он всегда стремится к получению новых впечатлений и найдёт время, хоть немного, для всего выше перечисленного. Потому что детям нужен яркий, умный, энергичный, знающий больше того, что нужно для урока, учитель; способный, несмотря на свой возраст, вести диалог с ребятами не с высоты прожитых лет, а на равных. Вот что надо человеку больше умения трудиться, милый мой Веня - любить другого человека, стараться понимать его, уважать его мнение. Отречение – это и есть желание сделать жизнь другого лучше и осмысленнее, невзирая на нехватку своего времени, на свою усталость, своё нежелание или лень.

- Вы знаете, я никогда не думал, что таким нужно быть учителю. Как это трудно, но как интересно!

Веня и не заметил, как к ним подошли другие мальчишки, так увлечённо он слушал рассказ пожилой учительницы. Все стояли молча, глядя на седую женщину, улыбавшуюся открыто и искренне, казалось, всем и каждому в отдельности.

- Спасибо вам. Я понял, кем я буду – учителем! Чтобы помогать тем, кто потерял веру в себя. Я научусь любить, как вы, я постараюсь стать настоящим педагогом и буду всегда помнить ваши слова.

Веня встал, простился с женщиной и пошёл по аллее, но вслед за ним поспешили и мальчики, что-то взволнованно говоря своему приятелю. Понимали ли они, что в этот вечер для них состоялся, может быть, один из самых важных уроков в их жизни – не в классе, а на улице, на скамейке. А учительница стояла не у доски и не вызывала их для ответа.

Пожилая учительница прикрыла глаза. Она думала о том, что прожила интересную, полную ярких событий и встреч с замечательными людьми жизнь, в которой всегда чувствовала потребность быть нужной другим. Учительница русского языка, она хорошо знала цену слову, но никогда не задумывалась о том, каким была учителем, просто всегда делала то, что диктовало ей сердце. Так это был учительский труд? Нет, счастье!

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 Apostol88pro • 00:44, 09.08.2014
Очень хорошо написано, казалось бы и тема трудная для её раскрытия, так ещё и автор не останавливается на этом и пытается помочь проникнуть читателю в психологию и внутренний смысл описания, чтобы дать полностью понять, что хочет донести до него автор при раскрытии темы. А вам,шис, искренне желаю побольше встречать в жизни таких людей, как учительница в этом эссе. И надеюсь оценка вашей жизни изменится с сухого педантизма на нормальный реализм. Ведь случаев, как и людей, в нашем огромном мире неисчеслимо и всё может быть. А автору спасибо ещё и за то, что не даёт угаснуть в нас простому и душевному...Молодец.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 metaloformat • 00:19, 09.08.2014
Какое удивительное эссе. Мне было очень приятно читать и узнавать для себя что-то новое об учителе, его образе мышления, его поведении на уроке. Меня поразила простота и информативность этого эссе, ведь мало кто из учителей в настоящее время обращает внимание на то, как нужно вести урок, как начинать и как заканчивать. И здесь не просто написано что нужно делать, а что нет, а раскрывается суть учителя по призванию. Я очень рад, что был удостоен чести прочитать это эссе. Вам же Людмила Николаевна желаю и дальше просвещать нас и радовать новыми статьями. Ну, и конечно же побед.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 Елена_80 • 07:41, 15.07.2014
Солидарна с автором полностью. Удивительная и необычная работа, за которой проглядывает немалый житейский и долгий учительский опыт. Попадание в десятку: если настоящий педагог, то урок - это вневременной и пространственный процесс. Спасибо автору за удовольствие, которое я получила в процессе чтения.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
2 шис • 11:40, 11.07.2014
Какие правильные, важные, глубокие мысли! Особенно вот эта: "Это призвание, талант и отречение... Отречение от малого ... во имя чего-то значительного, важного, нужного для всех – вот принцип жизни настоящего педагога".
Однако форма "рассказа в рассказе" здесь, на мой взгляд, притянута за уши. Ситуация, когда пожилая женщина вещает объёмную исповедь перед малознакомым ребёнком, откровенно антипсихологична. Кстати, сама исповедь насыщена такими замысловатыми книжными оборотами (причастными, деепричастными), которые сложны для восприятия даже взрослого человека и рассчитаны скорее на читателя, а не на слушателя-ребёнка. И потом, открытие мальчика в финале эссе звучит как-то высокопарно-неестественно. Работа как будто подчинена условной схеме литературы соцреализма.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Ileo • 02:40, 09.08.2014
очень согласна:"не верю!" (с)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
1 Лариса_Тащилина • 02:18, 11.07.2014
Людмила Николаевна, работа бесподобная! Все по делу и одним потоком, как речка, даже не ручеёк! Очень точно замечено, что "учитель - это не работа, а образ жизни". Желаю Вам занять призовое место!
[Материал]