Залескова Ирина Владимировна, 14.07.2014 0

Эссе "Развитие самостоятельной деятельности учащихся средствами русского языка"

Современный образовательный процесс требует от учителя и современного подхода к личности ученика. Развитие самостоятельной деятельности учащихся является одной из основных составляющих современного образовательного процесса.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В психологии под «самостоятельностью» понимают способность человека произвольно управлять своей деятельностью, планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий.

Реализация самостоятельной познавательной деятельности на уроке осуществляется мною через ряд технологий, методов и приемов. Остановлюсь на некоторых из них, освоенных в моей педагогической практике, позволяющих развить самостоятельную учебную деятельность школьников.

Приемы, стратегии и методы технологии «Развитие критического мышления чрез чтение и письмо»

Стратегия «Ассоциативная карта». Ассоциативная карта может быть использована как мотивация с целью побуждения учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и как рефлексия.

Составление пятистишия по заданной теме позволяет учащимся выразить сложные мысли. Эта форма письма требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение, которое описывает или отражает тему.

Стратегия «Диаграмма Эйлера- Венна» позволяет мне развить у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией, навыки анализа, умение отбирать частное и общее, сравнивать. Самостоятельную познавательную деятельность с использованием данной стратегии целесообразно организовывать с целью сравнения лингвистических понятий или литературных героев: «Диалог и монолог», «Жилин и Костылин» и др.

Стратегия «Толстые» и «тонкие» вопросы» позволяет создать условия, в которых учащийся учиться задавать вопросы себе и другим.

«Тонкий» вопрос буквальный, на него легко ответить. «Толстый» вопрос – существует несколько вариантов ответа. На таких уроках ученик при анализе и обобщении материала проявляет умения самостоятельно выделять связи и отношения между изученными понятиями, решать поставленные задачи, на рефлексивно-оценочном этапе показывает владение устной речью. С помощью данной стратегии можно организовать самостоятельную деятельность учащихся, например, на этапе реализации плана урока. Тренировка в постановке вопроса дает развитие мысли, развивает логику, учит мыслить, так как поставить вопрос – это значит почти знать на него ответ.

На повторительно-обобщающих уроках использую стратегию «Большой и малый круглый стол». Такой способ повторения развивает познавательную самостоятельность учащихся, учит анализировать, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное, способствует умению аргументировать собственную точку зрения, слышать другую, участвовать в дискуссии. Применение такого приема организации самостоятельной деятельности развивает коммуникативные навыки учащихся.

Прием маркировки текста, Инсерт. «Таблица с пометами» (знаю - не знаю). Способы маркировки зависят от темы урока, цели и поставленных задач. Позволяет учащимся двигаться от «незнания» к «знанию», определять зону своего незнания, ставить цели урока на этапе целеполагания.

Использую чтение с пометами и на уроках литературы при знакомстве с биографией и творческой лабораторией авторов. Поскольку каждый идет к постижению художественного произведения своим путем, а путей этих столько, сколько учеников в классе, значит, такой прием работы позволяет вступить учащимся в диалог с автором текста.

Таким образом, стратегии технологии РКМЧП могут помочь учитель развить самостоятельную деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.

Использованная литература:

1.​ Развитие критического мышления через чтение и письмо. Книжка в газете. «Б.Ш.» №12, 2001 г.

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Залескова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей №124" города Барнаула

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?