Самореализация
-Вы настоящий учитель.
-А что такое учитель? Это не тот, кто учит чему - либо,
а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, в нём…
Пауло Коэльо « Ведьма с Портолобелло»
Раннее утро. Я наливаю в чашку кофе и подхожу к окну. За окном ещё темно, в большинстве окон ещё не горит свет, город спит. Вот и наступил ещё один день моей жизни. Ещё несколько минут спокойствия, а потом быстрые сборы и дорога на работу. Я люблю приходить в школу рано, когда ещё нет учеников, в коридорах необычно тихо. В это время можно собраться с мыслями, подготовиться к встрече с учениками.
Сегодня в 10-ом классе по ОЖС тема: «Самореализация». Слово новое, звучит по-современному ярко и дерзко. А ведь если разобраться, вопрос древнее древнего. В старину должность называлась « путь», и люди стремились получить либо конюший путь, либо соколиный, либо ловчий. А людей без пути называли непутёвыми. И цель у меня сегодня одна, чтобы каждый задумался о своём пути, который бы позволил ему стать «путёвым». Школа наполняется детскими голосами, начинается учебный день. Звенит звонок на урок.
- Здравствуйте! Открываем тетради, записываем число и тему урока:
«Самореализация». Скажите, а как вы понимаете смысл слова «самореализация»?- задаю я вопрос ученикам. Они начинают рассуждать, высказывают свои мнения. И вот один из учеников говорит, что самореализация – это, собственно, возможность добиться успеха в жизни. И сразу задаёт мне встречный вопрос: « А вы считаете себя человеком, сумевшим реализоваться в этой жизни?»
-Ага, – думаю я про себя - вот тебя и застали врасплох. Что ты скажешь? Да, я самореализовавшийся человек? Или расскажешь, как долго металась в сомнениях, твоё ли это призвание учить детей?
В классе тишина, ученики ждут, что же отвечу я. Они, по сути, ждут правды. Ведь учитель, несмотря на всё « таинство» профессии должен быть открытым для детей. Только признание правоты другого и своих ошибок даёт возможность двигаться дальше.
И я начинаю говорить, что когда–то, двадцать лет назад, я интуитивно выбрала себе профессию. Может, и не интуитивно, а решила продолжить семейную династию, так как мама тоже была учителем. И как долгое время не могла понять, моё ли это дело? Ну не было тогда такого предмета как, ОЖС или предпрофильная подготовка, когда есть возможность, поразмыслив, сделать выбор профессии. Рассказываю, как несколько раз пыталась найти себя в других профессиях и уйти из школы. Но не уходила. Рассказываю, что мечтала играть на сцене, в качестве режиссера ставить спектакли. А ещё у меня было жгучее желание заняться политикой и многим чем другим.
-Но я сделала вывод: человек должен осознать, что в любой профессии он может воплотить всё то, о чём мечтал. Надо только очень захотеть этого.
Главное - поставить цель и идти к ней, несмотря на все преграды, ибо преграды даются нам для проверки прочности наших стремлений. А потом должна быть вера в себя, потому что если ты веришь в себя, то очень многое можешь совершить. Необходимо позитивное мышление: если ты хочешь добиться своей цели, то не кисни и не хнычь, а иди, улыбаясь, верь только в лучшее. И, конечно, будь сосредоточен, не надо выбирать сразу несколько целей, выбери сначала одну, но добейся её выполнения, а уж потом приступай к осуществлению следующей. И вот, когда ты добьёшься своей первой поставленной цели, ты почувствуешь такую радость! Это радость самореализации.
Я всегда говорю ребятам, что никогда не поздно в жизни начать всё заново, главное - осознать свои ошибки и начать действовать. Что правильный выбор профессии, безусловно, поможет человеку реализоваться в жизни. Отрывок из стихотворения американского поэта Роберта Фроста даёт ребятам толчок к дальнейшим рассуждениям:
И если станет жить невмоготу,
Я вспомню давний выбор по неволе:
Развилка двух дорог - я выбрал ту,
Где путников обходишь за версту.
Всё остальное не играет роли.
Даю задание по теме, ребята начинают обсуждать, каждый стремится высказаться, в классе оживлённая обстановка. Значит, и тема, и мой рассказ заставили многих начать размышлять. В первую очередь, о себе, о своей будущей жизни.
В конце урока, когда мы обсудили многие вопросы, касающиеся этой темы, я делаю некое обобщение и для себя по вопросу заданному мне учеником в начале урока: «На данном этапе я чувствую радость от своей работы, и это потому, что, работая учителем, воплотила в реальные дела многие свои планы и мечты. Мечтала писать сценарии, ставить спектакли - сейчас занимаюсь этим интересным делом, провожу различные мероприятия по собственным сценариям. Я занимаюсь таким интересным делом как социальное проектирование. Сейчас у меня есть масса новых идей, а значит, работа по самореализации продолжится. И ещё поняла, что не смогу уже прожить ни дня без общения с детьми. Учитель - это вовсе не профессия, а стиль жизни. А успех учителя это его ученики, их победы».
Звенит звонок, вот и закончились сорок пять минут разговора про самореализацию, мою и моих учеников, потому что и учитель, и ученик на уроке едины. Уча других, мы учимся тоже. Я считаю главным то, что мы, учителя, своим примером можем побудить учеников к раскрытию их потенциала. Чтобы, еще учась в старших классах, они уже делали первые шаги к своей осознанной взрослой жизни. И лет так через двадцать при встрече бы сказали: «Елизавета Владимировна, мы самореализованные люди, успешные и счастливые»!
Подошёл к концу ещё один рабочий день. Я закрываю кабинет, выхожу из школы. На улице ранний зимний вечер, падает снег. Пока иду на остановку, анализирую прошедший день, что успела, а что нет? Сажусь в маршрутку, гляжу в окно, мысли проносятся в голове: « Завтра вновь на работу, надо не забыть распечатать сценарий, сделать презентацию и ещё многое, многое». И вдруг понимаю, что я действительно счастлива! Счастлива оттого, что тогда, двадцать лет назад, выбрала эту профессию, профессию учителя.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.