Бондаренко Марина Николаевна, 16.06.2012 0

Эссе «Учитель. Каков он?»

Учитель… Каков он? Это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. У меня навсегда остались в памяти уроки литературы и слова В.Астафьева: «… фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем, должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил».
Стоит только произнести слово «Учитель», как мы представляем всё самое прекрасное и доброе, что может быть в человеке. Люди этой важнейшей профессии на земле, не жалея себя, делают всё возможное, чтобы их ученики стали образованными, грамотными людьми в будущем…

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Бондаренко Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ "Черлакская средняя общеобразовательная школа №1"
 Черлакского МР, Омской области


Учитель вошёл в класс, поправил что-то у доски, прикоснулся к плечу расшумевшегося мальчишки, улыбнулся веснушчатой смешливой девчонке… Всё, чего касается настоящий педагог, озарено его живой душой. Ведь в этот мир пришёл Человек! Пришёл для счастья! Пришёл творить историю страны, историю Мира!

На мир взгляни разумным взглядом,
Не так, как прежде ты смотрел,
Мир- это море! Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел.

Школьный корабль – это маленькая модель государства, и мы, педагоги, ответственны за то, какими шагнут дети во взрослую жизнь. Десятки, сотни тысяч, миллионы мастеров, инженеров, строителей, художников, лётчиков, музыкантов, учёных, рабочих первые уроки жизни получили за школьной партой.

Это наши ученики в непреодолимо бескрайних просторах России в разное время возводили новые города, атомные и гидроэлектростанции, Байконур и атомоходы, железнодорожные магистрали и Бураны, спортивные комплексы и жилые кварталы. И всё это своими руками сделал Человек, который пришёл в этот мир для созидания.

Человек- созидатель спокоен, уверен, не оглядываясь, без истерик и позы, без бахвальства и нытья ощущает себя хозяином и творцом этого огромного мира.

« Я не знаю других обязательств, кроме твердой веры в себя» - писал Валерий Брюсов.

В связи с этим вспоминается непревзойдённая сила духа Прометея, который привёл людей на развилку и показал им две дороги, дорогу Свободы и дорогу Рабства.

Дорогу Свободы он представил сначала неровной, крутой, узкой, безводной, усеянной шипами и полной опасностей.

К концу же – ровной и гладкой, легко проходимой, с плодородными рощами, обилием влаги, чтобы все страдания завершились там отдохновением.

А дорогу Рабства Прометей представил наоборот: сначала ровной и гладкой, поросшей цветами, полной наслаждений, к исходу же – узкой, крутой, каменистой.

Великий Эзоп из шестого века до нашей эры в предельно доходчивом шедевре объяснил, что дорога Свободы – это дорога самого тяжёлого труда, особенно в начале пути. Это путь приобретения творческого потенциала, интеллектуального развития. Путь, который позволяет знания преобразовать в навыки и умения. Чем дальше продвигается человек по дороге знаний, тем больше он познаёт этот мир, тем меньше он зависит от невзгод жизни, тем свободнее он становится в этом мире.

Что же выберет современный школьник? Ринется через тернии к звёздам? А может быть, охотнее пойдёт дорогой лени и праздности, развлечений и вседозволенности?

Долг учителя – помочь ребёнку победить самого себя, как Прометей. Победа над собой – это триумф того, кто сильнее духом. Сила же духа складывается в весьма нежном возрасте. Поэтому школе принадлежит главенствующая роль в формировании духа нации, её идеалов.

После разгрома фашистских войск под Сталинградом Командующий Василий Иванович Чуйков сказал, что Сталинградское сражение выиграл сельский учитель, подразумевая, что именно российская глубинка сформировала тот тип солдата, который нечеловеческим усилием воли повернул колесо Великой Отечественной войны с востока на запад, сделал этот Мир свободным.

Солдат России всегда был солдатом – героем. А герой в переводе означает «сын земли». Настоящими сынами земли были те, кто вместе с Дмитрием Донским сражался на поле Куликовом, с Александром Невским – на Чудском озере, те, кто побеждали под руководством Михаила Кутузова под Бородино. История сохранила имена сынов Отечества: Александра Суворова и Константина Жукова, Дмитрия Карбышева и адмирала Нахимова и многих других, кто этот мир сделал свободным.

Вспоминаются кадры кинохроники 45 победного года: поезд мчал из Германии бойцов Первого Украинского фронта на Парад Победы. Но как только эшелон пересёк нашу границу, как кто-то дёрнул стоп-кран. Состав встал посреди необъятного поля. Все высыпали из вагонов. Бойцы ринулись на …. Землю, раскинув руки, обнимали её, целовали и плакали….

В школьном расписании нет специальных уроков патриотизма, гражданственности, духовности, нравственности, но настоящий учитель, объясняя написание глаголов – исключений: зависеть, ненавидеть, терпеть, обидеть – предложит вместе с таблицей умножения таблицу духовности и гуманизма из других глаголов: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать…

Чтобы в этом мире вдруг поразить воображение, смело сказать «НЕТ» унылому бытию комфорта, мещанскому благополучию, вылому протесту против гнетущих условий жизни.

Сказать «ДА» дерзновенной мысли, созидательному полёту фантазии, восторгу.

У каждого поколения есть свои достижения, победы, но есть и страницы, которые бы не хотелось перечитывать. Но на то и существует память, чтобы ошибки «отцов» не повторяли «дети» Все победы и поражения нации ложатся к ногам учителя.

Память – духовная атмосфера времени. Наши классики к извечным вопросам: «Кто виноват?» и «Что делать?» добавили и другие:

«Отчего люди не летают так, как птицы...»
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
«Куда несёшься ты, Русь?»

Над ними будет размышлять ещё не одно поколение.

Россия – это огромный мир. Два континента. Россия открыта всему миру, Западу и Востоку! Сверхзадача школы – воспитать настоящего гражданина России в самом лучшем, благородном смысле этого слова, просто счастливого человека, каким его хотели бы видеть Александр Пушкин и Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Антон Чехов, Александр Солженицын и Виктор Астафьев, Михаил Шолохов и Валентин Распутин.

Как многозначно слово "мир".
И небеса с их чудесами,
И все, что есть под небесами,
Мы называем словом "мир".
Мир – мера счастья и добра
При неудаче и удаче, стоять перед народом - значит,
Стоять всё то же, на миру.
Василий Фёдоров

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?