Светлана Павловна Рыжикова,
25.06.2012 0
Эссе "Без воспитания немыслимо образование (мысли из российской глубинки)"
Рыжикова Светлана Павловна
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
города Алексина Тульской области
Почетный работник общего образования,
лауреат регионального этапа
Всероссийского конкурса «Учитель года -2011»
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
города Алексина Тульской области
Почетный работник общего образования,
лауреат регионального этапа
Всероссийского конкурса «Учитель года -2011»
Есть в нашей жизни странная сила, которая делает разрозненные частички человеческих жизней едиными. Это имя, знак, обозначающий образ мысли, поведения, образ жизни. От имени двора или улицы выступает стихийное объединение подростков, от имени партии творятся хорошие или плохие дела. Сила имени огромна. Так вот на имя «школа» возложена сегодня ответственная и сложная миссия образования – духовно-нравственное развитие, гражданское воспитание, формирование безопасного поведения, основанного на системе ценностных ориентаций в пользу здоровья. Образование сегодня немыслимо без воспитания.
Как решить эти стратегические задачи в обычной общеобразовательной школе, подобной нашей? Обычной , потому что соседствует она в центре провинциального городка с двумя гимназиями. Обычной, потому что в нее ходят обычные дети: примерные и ответственные, русые и смуглолицые, обучающиеся с первого класса и отсеянные из гимназий из-за слабой учебной мотивации, сорванцы и так называемые трудные. Партнерство с кафедрой воспитания и дополнительного образования института повышения квалификации работников образования города Тулы с 2003 года подсказало нужный вектор деятельности. Образно его можно выразить в притче.
Спросил молоток у моря :
-Отчего камни на твоем берегу такие гладкие , а я , сколько ни бью, -все колючие да шершавые ?
-А я их ласкаю,- прошептало море.
Улыбка, приветливый взмах руки, добрый совет, разговор по душам – и дети откликаются, идут навстречу, готовые верить нам взрослым. Строя свою деятельность в режиме гуманистической системы, мы стремимся создать условия для развития личности каждого, дать возможность проявиться способностям, заложенным природой, и, если учеба дается тяжело, помочь найти нишу, в которой ребенок будет успешным. А это значит – дать шанс, поверить в себя, повысить самооценку. Ведь отсутствие позитивных отношений с ребенком ведет к возникновению тревоги, депрессии, что является одним из мотивов употребления алкоголя, психоактивных веществ, совершения правонарушений.
Нравственным примером, отношением к педагогическому труду, к ученикам стараемся выстроить доверительные отношения с детьми, поддержать, дать совет, помочь поверить в себя. Помогает в этом процесс организации проблемно-ценностного общения, где есть место и обсуждению нравственных проблем в просмотренных фильмах («Мы из будущего») , и встречам с настоятелями Свято-Никольского храма, и разговорам по душам во время часов общения. На одной из таких встреч девятиклассница написала события своей жизни, которые оказали на нее большое влияние. Эта цепочка связанных воедино жизненных обстоятельств поражает своей суровостью:
1995- родилась
2000-переехали к бабушке
2002- пошла в школу
2003- отказалась мама
2004-умер брат
2006-умерла мама
2007- была в тюрьме у дяди
2008-отказался папа
2010-влюбилась и впервые поцеловалась
Да, девочка, выросшая в таких условиях, отличается вспыльчивым нравом, она легко ранима, может нагрубить. Но вредные привычки, улица не стали для нее средством ухода от гнетущих переживаний , потому что рядом оказались те, кто поддержал, помог сохранить взаимосвязь с другими людьми. Вот пример того, что человеческое общение в образовательном учреждении имеет жизненно важное значение для душевного здоровья человека.
Также как для душевного здоровья каждого ребенка имеет значение индивидуально- личностное развитие. «Личность несвободна, если она не отличает добра от зла, не ценит жизнь, труд, семью, общество, Отечество»,- говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. С какими растущими личностями имеем дело мы?
Если посмотреть со стороны на современного школьника, то можно увидеть, что вместо щебета птиц в их головах жужжание копировальной техники, белый для них не снег, а лист формата А4, голубой – цвет монитора компьютера, а не неба. Электронная музыка, компьютерная графика, тату – их культура. Их организмы, пропитанные запахом полиграфии и освежителями воздуха, взбунтовались из-за нескончаемых стрессов. Они глотают успокоительное и обезболивающее и ищут выход в подражании кумирам. Так две семиклассницы, поклонницы Майкла Джексона, старающиеся быть похожими на него в одежде, цвете волос, при общении с фанатами певца, узнали, что тот употреблял таблетки. Решение созрело незамедлительно –попробовать самим. Выбор пал на таблетки «Тригонде»: они были дома у одной из девочек как средство от головной боли. Горсть таблеток оказалась средством, сделавшим подружек похожим на кумира. Налицо проблема – клонирование себя, своих мыслей, своего стиля, выражение принадлежности к группе как один из часто встречающихся мотивов употребления подростками психоактивных веществ.
Противостоять этому можно путем формирования субкультуры школьного сообщества, привлекая к социально-педагогическому партнерству родителей, СМИ, сверстников других школ. Так усилиями воспитательного центра школы год назад была создана социальная реклама на детском телевидении города, организованы выезды волонтерского отряда в школы Алексинского района с программой «Мы выбираем жизнь!».
Сделать себя нравственнее, добрее, значит сделать таким мир вокруг себя, значит формировать навыки сопротивления вызовам современной жизни на основе усиления социальной компетенции и ответственности личности.
Все в школе знают Сашу, ученика девятого класса, как злостного курильщика, прогульщика, который неделями не появлялся в школе. Мать и отец страдают алкоголизмом, перебиваются случайными заработками, недавно родила старшая сестра, и Саша вновь стал пропускать уроки. Но вот параллель учащихся девятых классов стала готовить концертную программу к женскому Дню для выступления в центре социальной защиты населения, и Сашу привлекли к игре на гитаре. Юноша с удовольствием стал приходить на занятия, оставаясь после на репетиции. В день выступления все , были приятно удивлены, когда увидели на сцене с гитарой в руках Сашу. А когда мальчишки запели песню «Ты у меня одна», женщины, сидевшие в зале, заплакали. Огнем своей теплоты Саша согрел сердца всех пришедших, среди которых было много одиноких пожилых людей.
Огонек этот, наверняка, живет в груди каждого человека. Только у одних это свеча, которая греет его самого, а у других это костер души, который отогревает друзей, близких, родных. У третьих же – это пламя, солнце, к которому тянутся десятки взрослых и детских сердец. И должно гореть это пламя в душе каждого учителя, опытного или начинающего, тонкого лирика или четкого рационалиста, работающего в большом городе или в российской глубинке! Несмотря на свою индивидуальность, мы представляем собой команду единомышленников, призванную решать сложные проблемы образования России.
Как решить эти стратегические задачи в обычной общеобразовательной школе, подобной нашей? Обычной , потому что соседствует она в центре провинциального городка с двумя гимназиями. Обычной, потому что в нее ходят обычные дети: примерные и ответственные, русые и смуглолицые, обучающиеся с первого класса и отсеянные из гимназий из-за слабой учебной мотивации, сорванцы и так называемые трудные. Партнерство с кафедрой воспитания и дополнительного образования института повышения квалификации работников образования города Тулы с 2003 года подсказало нужный вектор деятельности. Образно его можно выразить в притче.
Спросил молоток у моря :
-Отчего камни на твоем берегу такие гладкие , а я , сколько ни бью, -все колючие да шершавые ?
-А я их ласкаю,- прошептало море.
Улыбка, приветливый взмах руки, добрый совет, разговор по душам – и дети откликаются, идут навстречу, готовые верить нам взрослым. Строя свою деятельность в режиме гуманистической системы, мы стремимся создать условия для развития личности каждого, дать возможность проявиться способностям, заложенным природой, и, если учеба дается тяжело, помочь найти нишу, в которой ребенок будет успешным. А это значит – дать шанс, поверить в себя, повысить самооценку. Ведь отсутствие позитивных отношений с ребенком ведет к возникновению тревоги, депрессии, что является одним из мотивов употребления алкоголя, психоактивных веществ, совершения правонарушений.
Нравственным примером, отношением к педагогическому труду, к ученикам стараемся выстроить доверительные отношения с детьми, поддержать, дать совет, помочь поверить в себя. Помогает в этом процесс организации проблемно-ценностного общения, где есть место и обсуждению нравственных проблем в просмотренных фильмах («Мы из будущего») , и встречам с настоятелями Свято-Никольского храма, и разговорам по душам во время часов общения. На одной из таких встреч девятиклассница написала события своей жизни, которые оказали на нее большое влияние. Эта цепочка связанных воедино жизненных обстоятельств поражает своей суровостью:
1995- родилась
2000-переехали к бабушке
2002- пошла в школу
2003- отказалась мама
2004-умер брат
2006-умерла мама
2007- была в тюрьме у дяди
2008-отказался папа
2010-влюбилась и впервые поцеловалась
Да, девочка, выросшая в таких условиях, отличается вспыльчивым нравом, она легко ранима, может нагрубить. Но вредные привычки, улица не стали для нее средством ухода от гнетущих переживаний , потому что рядом оказались те, кто поддержал, помог сохранить взаимосвязь с другими людьми. Вот пример того, что человеческое общение в образовательном учреждении имеет жизненно важное значение для душевного здоровья человека.
Также как для душевного здоровья каждого ребенка имеет значение индивидуально- личностное развитие. «Личность несвободна, если она не отличает добра от зла, не ценит жизнь, труд, семью, общество, Отечество»,- говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. С какими растущими личностями имеем дело мы?
Если посмотреть со стороны на современного школьника, то можно увидеть, что вместо щебета птиц в их головах жужжание копировальной техники, белый для них не снег, а лист формата А4, голубой – цвет монитора компьютера, а не неба. Электронная музыка, компьютерная графика, тату – их культура. Их организмы, пропитанные запахом полиграфии и освежителями воздуха, взбунтовались из-за нескончаемых стрессов. Они глотают успокоительное и обезболивающее и ищут выход в подражании кумирам. Так две семиклассницы, поклонницы Майкла Джексона, старающиеся быть похожими на него в одежде, цвете волос, при общении с фанатами певца, узнали, что тот употреблял таблетки. Решение созрело незамедлительно –попробовать самим. Выбор пал на таблетки «Тригонде»: они были дома у одной из девочек как средство от головной боли. Горсть таблеток оказалась средством, сделавшим подружек похожим на кумира. Налицо проблема – клонирование себя, своих мыслей, своего стиля, выражение принадлежности к группе как один из часто встречающихся мотивов употребления подростками психоактивных веществ.
Противостоять этому можно путем формирования субкультуры школьного сообщества, привлекая к социально-педагогическому партнерству родителей, СМИ, сверстников других школ. Так усилиями воспитательного центра школы год назад была создана социальная реклама на детском телевидении города, организованы выезды волонтерского отряда в школы Алексинского района с программой «Мы выбираем жизнь!».
Сделать себя нравственнее, добрее, значит сделать таким мир вокруг себя, значит формировать навыки сопротивления вызовам современной жизни на основе усиления социальной компетенции и ответственности личности.
Все в школе знают Сашу, ученика девятого класса, как злостного курильщика, прогульщика, который неделями не появлялся в школе. Мать и отец страдают алкоголизмом, перебиваются случайными заработками, недавно родила старшая сестра, и Саша вновь стал пропускать уроки. Но вот параллель учащихся девятых классов стала готовить концертную программу к женскому Дню для выступления в центре социальной защиты населения, и Сашу привлекли к игре на гитаре. Юноша с удовольствием стал приходить на занятия, оставаясь после на репетиции. В день выступления все , были приятно удивлены, когда увидели на сцене с гитарой в руках Сашу. А когда мальчишки запели песню «Ты у меня одна», женщины, сидевшие в зале, заплакали. Огнем своей теплоты Саша согрел сердца всех пришедших, среди которых было много одиноких пожилых людей.
Огонек этот, наверняка, живет в груди каждого человека. Только у одних это свеча, которая греет его самого, а у других это костер души, который отогревает друзей, близких, родных. У третьих же – это пламя, солнце, к которому тянутся десятки взрослых и детских сердец. И должно гореть это пламя в душе каждого учителя, опытного или начинающего, тонкого лирика или четкого рационалиста, работающего в большом городе или в российской глубинке! Несмотря на свою индивидуальность, мы представляем собой команду единомышленников, призванную решать сложные проблемы образования России.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.