Неустроева Элла Анатольевна
Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77
с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77
с углубленным изучением английского языка» г. Перми
Говоря о «вчерашнем» образовании, можно написать о князе Владимире - основателе первой школы в Киевской Руси. Или о Петре I и Екатерине II, которые, ориентируясь на опыт европейских стран, планомерно проводили реформы в образовании. Или об образовании начала прошлого века, когда, ликвидируя катастрофическую ситуацию с безграмотностью, была заложена основа советской системы образования, впоследствии признанная одной из лучших в мире.
Но лучше говорить о том, где была я сама, поэтому вспомню свое недалекое школьное прошлое. Что мы имели? Большое количество школ, внешне похожих друг на друга благодаря типовому советскому строительству, но при этом имеющих свою «изюминку» и индивидуальность. Я говорю о духе школ, их устремлении сделать своих учеников настоящими людьми. И неважно, что учитель стоял у покрашенной коричневой половой краской доски, держа в одной руке мел, а в другой тряпку. Все мы учились в таких школах, обучались по традиционным технологиям и с благодарностью вспоминаем своих учителей, сеющих разумное, доброе, вечное.
Сегодня большинство школ не узнать. Модернизация образования, введение федеральных государственных стандартов сделали свое дело: дорогостоящее электронное оборудование, современные лаборатории и спортивные площадки, еда в столовой на любой вкус… А у доски (уже зеленой или даже белой, интерактивной) все те же учителя. Недовольные жизнью (да и как прожить на такую зарплату и пенсию?), ведущие помногу часов (а кому работать?), они, ворча, пытаются освоить современные технологии, заполнять электронные дневники и учительские портфолио, доказывая министерским аттестационным комиссиям, что не зря получали почетные звания, отраслевые награды и категории. Но ученики стали другими: разумное и вечное уступило место прагматизму, желание узнать новое – умению хорошо сдать или списать ЕГЭ, а любимые книги – круглосуточным компьютерным бдениям. Родители, ранее с уважением относящиеся к школе, теперь работают с утра до ночи, чтобы обеспечить свои семьи, и перекладывают на учителей вопросы воспитания своих чад.
Конечно, нельзя все мазать черной краской: есть и думающие дети (я сама мама двух учеников и надеюсь на лучшее), и благодарные родители (у меня в классах точно есть такие), и успешные учителя (в нашей школе таких много), готовые транслировать успех своим воспитанникам. Но я об общей нелицеприятной тенденции.
Какие же, на мой взгляд, причины негативных явлений в образовании?
Еще раз повторюсь, не могут люди жить на учительскую зарплату. Вот и приходится учителям брать нереальное количество часов или заниматься незаконным предпринимательством (я имею в виду репетиторство), или искать способы законным путем повысить свою заработную плату за счет стимулирующей надбавки. Хорошо учителям, ученики которых сдают экзамены, и преподаваемые предметы позволяют участвовать в конкурсах и олимпиадах. А что делать учителю музыки, изобразительного искусства? Или педагогам, работающим в первых классах, где даже отметок нет?
Сейчас средний возраст учителей нашей школы 47 лет. Казалось бы, неплохая цифра, ведь это возраст человека, который уже приобрел опыт, и, одновременно, работоспособен. Но если подробнее рассмотреть кадровый состав, окажется, что почти 70% педагогов – пенсионеры, и «красивый» средний возраст получается благодаря молодым учителям, только начавшим работать. Надолго ли их хватит? Зарплата у них больше прожиточного минимума благодаря большому количеству часов и надбавке для молодых специалистов, но ведь это временно. Получить категорию теоретически можно через два года работы, но для этого надо приложить массу усилий, а стоит ли? Ведь эти педагоги - именно то поколение здоровых прагматиков, которые, просчитав все плюсы и минусы сложившейся ситуации, решат, что лучше поискать заработок на стороне. Так и поступил в нашей школе молодой перспективный учитель информатики, уйдя вообще из системы образования. А в некоторых школах о молодых учителях и не мечтают: после окончания педагогических институтов редкий выпускник считает работу в школе пределом своих мечтаний.
Мнение о среднем образовании сейчас во многом складывается благодаря влиянию СМИ. Из телепередач можно узнать и даже посмотреть, как учителя издеваются над учениками, директора школ вымогают деньги при поступлении в школу и на ее ремонт, родители бьют учителей, дети унижают своих одноклассников и т.д. А как хочется увидеть, что с высокой трибуны говорят «спасибо» школьным учителям за их нелегкий и неблагодарный (достойно не оплачиваемый государством) труд. Может быть, есть и такие передачи, но, видимо, не в то время, когда вся страна сидит у экранов. При этом благодаря телевидению, наши дети учатся жизни на примерах сериалов о «счастливых» семьях и «реальных пацанах», черпают неоднозначный юмор из передач «Comedy club» и им подобным.
Попытки чиновников от образования изменить негативные тенденции напоминают утопающего, хватающегося за соломинку. Проекты поддержки одаренных детей, выплаты стипендий учащимся, ремонт и реконструкция школ, инклюзивное образование и другие выглядят разрозненными, не связанными друг с другом, а потому не способными поднять образование на необходимую обществу высоту. Если посмотреть на «пороги» ЕГЭ, складывается впечатление, что в стране только начали ликвидировать всеобщую безграмотность, да и то не успешно.
Что я хочу от образования в будущем? Улыбающихся учителей, готовых быть детям равноправными партнерами. Вдумчивых школьников, уважающих педагогов и стремящихся к знаниям. Умных чиновников департаментов и министерств, помогающих или не мешающих учителям работать и зарабатывать. Я верю, что так будет, иначе зачем «жить» в образовании?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.