Лантратова Татьяна Васильевна, 09.07.2012 0

Эссе "Добрые традиции русской школы"


Образование в России в затянувшемся поиске уже несколько лет. Есть интересные и полезные начинания в рамках внеклассной работы по предмету, когда можно проверить свои силы в конкурсах профессионального мастерства, подготовить одного ученика и целую группу детей для участия в различных проектах, фестивалях, олимпиадах. Огромный простор для реализации творческих планов, повышения своего профессионального уровня!


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Лантратова Татьяна Васильевна
Преподаватель
ГБОУ СПО РО "Зерноградский педколледж"
20 лет, высшая категория

Вместе с тем, создаётся ощущение постепенного угасания традиций русской школы и лучших её проявлений. Особенно хорошо это заметно на примере СПО. Об этой структуре совершенно забыли, а безжалостное сокращение и «укрупнение», происходящее повсеместно, только губит накопившийся драгоценный опыт подготовки будущих преподавателей для начальной и средней школы, воспитателей детских садов.

Чем же плох опыт СПО? Ведь это настоящая «кузница» кадров! Представьте себе, что студенты педколледжей уже со второго курса обучения проходят практику в школах и детских садах. Практика эта наблюдательная, позволяющая присмотреться к работе учителя, сделать нужные записи в дневник под руководством методиста, поработать с отдельными группами детей. Такая полезная психолого-педагогическая практика совмещается с учёбой и занимает весь четвёртый семестр.

На третьем курсе начинается настоящая работа учителя - практика классных часов, которые разрабатываются студентами совместно с методистом и учителем школы. Затем – практика пробных уроков, педпрактика по месту жительства и, как результат, - за плечами первый опыт преподавания в школе, опыт со всеми плюсами и минусами.

Ни один ВУЗ не в состоянии предоставить такое количество часов педагогической практики, как колледж! Так почему же не дать учреждениям СПО право подготовки бакалавров? Это было бы честно, более того - престиж среднего специального образования стал бы гораздо выше в стране, причём, абсолютно заслуженно.

Но происходит обратное – колледжи сокращают, именно педколледжи, - потому что сейчас началась «мода» на рабочие профессии. Слава Богу, НПО дождались к себе внимания, но прежде они практически были «разрушены до основания». Не хочется думать, что подобное должно произойти и с СПО.

Другой вопрос, очень важный – наполняемость в классах, группах. Зачем большие группы? Ведь чем меньше количество обучаемых в классе, тем лучше усваивается материал и больше уделяется внимания каждому ученику.

Продолжая разговор о традициях русской школы, хотелось бы напомнить о часах литературы и русского языка, которых должно быть гораздо больше, поскольку это народное достояние, богатство, душа нации. А выразительное чтение и чистописание в начальной школе помогли бы «заглянуть чуть дальше и глубже» написанных на бумаге
cлов, вдуматься в смысл которых бывает некогда из-за спешки.

И это не просто слова, ведь исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что большинство выпускников 9-х классов не умеют выразительно читать тексты, неправильно интонируют и стесняются своего чтения, а 20 процентов из них читают плохо, зато с ошибками и очень быстро «строчат» SMS по телефону.

Вот тут-то и нужно ввести методику выразительного чтения, каллиграфию, но их нет в учебном плане. Получается «интересная картина» - всё, что важно для обучающегося, даётся зачастую через предметы регионального компонента, предметы по выбору, факультативы.

Нельзя не затронуть ещё одну тему – работу по профессии после окончания педколледжа, особенно на селе. Если привести статистику, то окажется, что именно выпускники СПО, а не высшей школы едут в деревню, возвращаются к себе домой и продолжают работать учителями в школах и заочно обучаться в университетах. Поэтому стоит обратить внимание на учреждения СПО и их особое положение по сравнению с НПО и ВУЗами.

Есть в нашей стране хорошая традиция – начинать знакомство с замечательной профессией педагога в колледже, где тебя опекают методисты, куратор, преподаватели, школьные учителя в период педпрактики, а продолжать в ВУЗах, выходя с учительским багажом на новый профессиональный уровень.
Давайте беречь и продолжать добрые традиции!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?