04.11.2012 0

Эссе "О цели образования"

Размышление о школе, о главной цели образования, о творческой активности учителя и учащихся. О том, как пробудить два желания в детях: желание во что бы то ни стало утвердить себя и желание жить по совести.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Слушала телепередачу «Познер». Тема - встреча с К.Райкиным, посвященная 100-летию со дня рождения его великого отца. Актер, потрясающий мастер диалога, высказал удивительную по глубине мысль: «Школа – это не станция назначения, а способ путешествия… от желания во что бы то ни стало утвердить себя – к желанию жить по совести. Цель образования – пробудить эти два великих желания».

Высказывание потрясло до глубины души. Отправилась на сайт Сатирикона, в котором служит известный актер. Удивительно, но я нашла продолжение высказанной им мысли.

«В каждом человеке – самом плохом, толстокожем, со спящей душой – может родиться человеческое. Это может произойти в течение короткого времени – одного-двух часов спектакля. Если очень хорошо играть на сцене, этот акт совершается. Но в баню, например, мы ходим каждую неделю, а в театр – редко. И одного спектакля не может хватить на целую жизнь. Жизнь, она ведь к другому человека толкает. Сейчас вот доказывает ему, что самое главное – деньги. А тут, напротив, тебе говорят, что выше и важнее души ничего на свете быть не может. Только два-три часа тебя в этом убеждают, но если человек не совсем уж бегемот, у него лицо такое незащищенное делается, он ребенком становится – я со сцены вижу это… Даже если жлоб приходит в театр или бандюга. Ведь Гамлет же говорит: «…я слышал, что преступники в театре бывают под воздействием игры так глубоко потрясены…» Всего на два часа, если спектакль идет мощно, душа самого закоренелого негодяя перекраивается, мягчает, тоньшает, нежнеет. Потом он выходит и становится самим собой, каким был до того. Но я уверен: эта работа души, что произошла с человеком, не проходит бесследно».

Не так ли и мы, учителя, как актеры на сцене, хватаемся за эту спасительную ниточку, играем на уроках в разумное, доброе, вечное… Мы ведь тоже доказываем детям, что выше и важнее души ничего на свете быть не может… А жизнь склоняет их к другому. Как пробудить во всех детях желание улучшить себя? И может ли каждый понять, как это важно жить по совести? Вот вопросы, над которыми хочется поразмышлять.

Работая много лет с детьми, убедилась: понимание достигается не разумом, а только эмоциями. Ведешь иногда урок и явно ощущаешь: у них свой мир, в их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, той злобы и нежности, которые иногда заводят нас, взрослых. Говоришь и знаешь: душа безучастна, а мысли… Господи! Тоской набухает сердце, чувствуя, что добрая душа, удовлетворив свое любопытство, навсегда исчезнет сразу же после твоего урока. Думаешь: все хватит, зачем «бисер метать…».

Но приходит завтра, и ты снова идешь на урок. Это как у Горького «Ко всему человек привыкает». Ко всему привыкает учитель, подлаживается, учится в каждом подмечать прекрасное. Верит, если упорно сеять разумное, доброе, вечное, что-нибудь стоящее обязательно вырастет, ведь не может быть каждый год неурожай.
Иногда так жалко становится их. Сонные, схватив в охапку тетрадки и книжки, спешат в школу, сонно слушают, очнувшись, молчат, а иногда в тусклом потоке речи мелькнет красное словцо. И так радостно становится: вот оно, свет в лице, умные глаза, душа…

Становится грустно, стыдно, больно за то, что ты, учитель, вдруг усомнился в чьей-то искренности, способностях, человечности. И вдруг понимаешь: несмотря ни на что, они, наши ученики, все-таки учатся. Они упорно ищут человека. В себе, в нас. В человечестве. И мы каждый день должны быть ответственны за этот поиск, поиск Человека. И если они не найдут - мы не должны снимать с себя вины за это. И тем более не возмущаться, почему они не хотят или не любят учиться.

Мы должны помнить, что на каждом уроке должен быть явный интерес, высокая концентрация чувств, глубокая внутренняя работа. Мы должны знать, что низкое, бескультурное и бездеятельное пробуждается с помощью отрицательных эмоций. Высокое, нравственное и творческое - с помощью положительных эмоций. С той лишь разницей, что плохое пробудить в человеке гораздо легче, чем хорошее.

Отсюда учительская аксиома: нельзя вести уроки без особых усилий и душевного порыва. Это так скучно, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви…» А дети всегда дети. Они просто не любят сидеть без дела, они поглощены своими заботами и интересами и если ведут себя примерно, то только из страха наказания или экзамена. Какая утомительная и противная природе ребенка работа. Где уж тут не взяться отвращению к труду и к школе!?

У Селестена Френе (его методы обучения 80 лет используют тысячи французских учителей) я прочитала слова: «Если учитель посвящает себя любимому делу, способности детей получают максимальное развитие, так как усилия учителя и ребенка направляются в одну сторону. Разве школьная успеваемость не вырастет от этого? Утопия? Раньше - да. Школа должна стать свободной – живая работа, эффективный и радостный труд должны окончательно вытеснить схоластические методы, которые являются лишь мертвой традицией. Уроки, лишенные жизни и смысла, не нужны».

Другими словами, каким способом путешествовать в стране уроков, зависит от самого учителя. Главное, чтобы он помнил: в каждом, как заметил К.Райкин, надо пробуждать всего желания: желание утверждать себя и желание жить по совести. А вот как заставить машину (ученика) поехать, это зависит от самого учителя.

"Учитель как машинное масло, которое он заливает в свои машины (учеников). Но можно залить масло, а машина не поедет: сбой в двигателе, соскочил винтик, что-то сломалось. Учитель-техник помогает отремонтировать водителю его сердце. Иногда на ремонт уходит очень много времени. Какой двигатель у машины, такое и движение".

Литература:
Селестен Френе Грамматика на четырех страницах и школьная типография (перевод Рустама Курбатова). - Издательский дом «Первое сентября» /Русский язык, 2009, № 13. С. 9-11.

Информационные ресурсы: http://www.satirikon.ru/raykin.html

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?