Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, условия работы педагогов далеко не комфортные. Это связано прежде всего с большими физическими и психическими нагрузками: значительно превышающее ставку количество часов, которые педагоги вынуждены брать из-за низкой заработной платы, классное руководство, необходимость быть все время «в форме», нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.
Кроме того, периодическая смена моделей образования в последнее время, все возрастающие требования к компетенциям педагога приводят к увеличению доли педагогов, не удовлетворяющих критериям новой модели и новым критериям оценки качества работы педагогов. Исследования показывают, что 87% педагогов постоянно испытывают затруднения в процессе своей профессиональной деятельности.
Все это становится источником неудовлетворенности работой для педагогов, приводит к таким негативным явлениям, как ранние «педагогические кризисы», «педагогическое истощение», «профессиональное выгорание» и, как следствие, снижение эффективности труда учителя.
Очевидно, что для достижения высокого качества педагогической деятельности, профессионального совершенствования, роста и дальнейшего развития педагога нужны определенные условия, необходима комфортная образовательная среда.
Комфортные условия – это не только современный интерьер, чистота и эстетичный дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий и для работы педагога: компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, лабораторное оборудование, методические и дидактические пособия. Ведь известны образовательные учреждения, в которых существуют подобные условия, а текучесть кадром при этом огромная. И, наоборот, при отсутствии подобных условий учителю очень комфортно работается в школе, и он лучше принесет свой ноутбук, но ни за что не променяет свою школу на ту, другую.
Таким образом, условия внешней предметно-пространственной среды не могут служить критерием комфортности работы педагогов.
Поэтому важно сначала определиться, что такое «комфортные условия работы» для педагога.
Термин «комфорт» в толковом словаре С. И. Ожегова трактуется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». В Большом толковом словаре русского языка понятие «комфорт» означает «состояние удовлетворения, внутреннего покоя из-за благоприятно сложившихся обстоятельств».
Следовательно, комфортность можно определить как возможность удовлетворения потребностей личности.
Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние, в котором функции человека сохраняются и развиваются.
Значит, комфортные условия – это совокупность условий, определяющих личностное развитие и удовлетворение интересов и потребностей педагогов.
Комфортная образовательная среда:
1) обеспечивает всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей;
2) создает определенные условия для развития всем участникам образовательного процесса.
Комфортная среда позволяет удовлетворить потребности (по А.Маслоу):
• физиологические;
• в защищенности, безопасности;
• в принадлежности к социальной группе;
• в уважении и признании;
• в самовыражении.
Удовлетворение физиологических потребностей осуществляется через продуманную систему материального стимулирования и поощрения педагогов, а также через конструирование предметно-пространственного окружения, соответствующего современным требованиям и эстетическим нормам.
Потребность в защищенности, безопасности может быть удовлетворена через оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в тех вопросах, в которых есть проблемы и затруднения.
Здесь прежде всего важна такая система повышения квалификации, которая была бы направлена на развитие у педагогов требуемых в настоящее время компетенций, и, тем самым, на предупреждение проблем, которые могут возникнуть у них в профессиональной деятельности.
Традиционные формы повышения квалификации не дают желаемых результатов в этом вопросе, поэтому более мобильная подготовка педагогов может осуществляться в самом образовательном учреждении через кратковременные курсы или через обучающие семинары, такие, например, как «Технология создания сайта», по окончании которого у каждого педагога будет создан свой персональный сайт.
Комфортности деятельности способствует организация «помогающих отношений», когда у педагогов есть «Возможность обратиться за помощью», «Возможность получения помощи», «Внимание к личным проблемам и затруднениям».
Индивидуальная помощь педагогу должна быть прежде всего личностно ориентированной. В своевременном выявлении проблем и трудностей в деятельности каждого педагога большое значение имеет диагностика. Профессиональное совершенствование и развитие педагога невозможны без установления им как своих личных достижений, так и трудностей, которые не позволяют добиваться высокого качества педагогической деятельности. В процессе индивидуальной работы педагог выступает субъектом процесса обеспечения комфорта в своей образовательной деятельности, определяя самостоятельно свои образовательные проблемы и способы их преодоления.
Удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе выражается в удовлетворенности педагогов общей психологической атмосферой в коллективе, благоприятным социально-психологическим климатом.
Удовлетворение потребности в уважении и признании очень важно для педагога, так как оценка и признание администрации, коллег, а также учеников является наиболее ярким подтверждением профессионализма педагога. Поэтому в образовательном учреждении должна существовать система признания заслуг педагогов, а также поддержка и поощрение инициативы, активности педагогов в постановке и решении профессиональных проблем.
Для удовлетворения потребности педагогов в самореализации необходима разработка положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов, о педагогических чтениях и конференциях для педагогов.
Таким образом, если образовательная среда школы будет характеризоваться защищенностью каждого члена коллектива, наличием «помогающих отношений», поощрением к личностному росту, развитию, предоставлением возможности для реализации своих интересов и способностей, психологической свободой каждого педагога, тогда в школе будет стабильный и творческий коллектив, будут высокие результаты деятельности, будет наблюдаться рост числа педагогов, участвующих в экспериментальной и инновационной деятельности, вовлеченных в сетевые проекты, в конкурсно-проектную деятельность, регулярно повышающих свою квалификацию на различных курсах, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
А значит, будет увеличиваться число педагогов, испытывающих удовлетворенность от своей профессиональной деятельности.
Кроме того, периодическая смена моделей образования в последнее время, все возрастающие требования к компетенциям педагога приводят к увеличению доли педагогов, не удовлетворяющих критериям новой модели и новым критериям оценки качества работы педагогов. Исследования показывают, что 87% педагогов постоянно испытывают затруднения в процессе своей профессиональной деятельности.
Все это становится источником неудовлетворенности работой для педагогов, приводит к таким негативным явлениям, как ранние «педагогические кризисы», «педагогическое истощение», «профессиональное выгорание» и, как следствие, снижение эффективности труда учителя.
Очевидно, что для достижения высокого качества педагогической деятельности, профессионального совершенствования, роста и дальнейшего развития педагога нужны определенные условия, необходима комфортная образовательная среда.
Комфортные условия – это не только современный интерьер, чистота и эстетичный дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий и для работы педагога: компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, лабораторное оборудование, методические и дидактические пособия. Ведь известны образовательные учреждения, в которых существуют подобные условия, а текучесть кадром при этом огромная. И, наоборот, при отсутствии подобных условий учителю очень комфортно работается в школе, и он лучше принесет свой ноутбук, но ни за что не променяет свою школу на ту, другую.
Таким образом, условия внешней предметно-пространственной среды не могут служить критерием комфортности работы педагогов.
Поэтому важно сначала определиться, что такое «комфортные условия работы» для педагога.
Термин «комфорт» в толковом словаре С. И. Ожегова трактуется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». В Большом толковом словаре русского языка понятие «комфорт» означает «состояние удовлетворения, внутреннего покоя из-за благоприятно сложившихся обстоятельств».
Следовательно, комфортность можно определить как возможность удовлетворения потребностей личности.
Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние, в котором функции человека сохраняются и развиваются.
Значит, комфортные условия – это совокупность условий, определяющих личностное развитие и удовлетворение интересов и потребностей педагогов.
Комфортная образовательная среда:
1) обеспечивает всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей;
2) создает определенные условия для развития всем участникам образовательного процесса.
Комфортная среда позволяет удовлетворить потребности (по А.Маслоу):
• физиологические;
• в защищенности, безопасности;
• в принадлежности к социальной группе;
• в уважении и признании;
• в самовыражении.
Удовлетворение физиологических потребностей осуществляется через продуманную систему материального стимулирования и поощрения педагогов, а также через конструирование предметно-пространственного окружения, соответствующего современным требованиям и эстетическим нормам.
Потребность в защищенности, безопасности может быть удовлетворена через оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в тех вопросах, в которых есть проблемы и затруднения.
Здесь прежде всего важна такая система повышения квалификации, которая была бы направлена на развитие у педагогов требуемых в настоящее время компетенций, и, тем самым, на предупреждение проблем, которые могут возникнуть у них в профессиональной деятельности.
Традиционные формы повышения квалификации не дают желаемых результатов в этом вопросе, поэтому более мобильная подготовка педагогов может осуществляться в самом образовательном учреждении через кратковременные курсы или через обучающие семинары, такие, например, как «Технология создания сайта», по окончании которого у каждого педагога будет создан свой персональный сайт.
Комфортности деятельности способствует организация «помогающих отношений», когда у педагогов есть «Возможность обратиться за помощью», «Возможность получения помощи», «Внимание к личным проблемам и затруднениям».
Индивидуальная помощь педагогу должна быть прежде всего личностно ориентированной. В своевременном выявлении проблем и трудностей в деятельности каждого педагога большое значение имеет диагностика. Профессиональное совершенствование и развитие педагога невозможны без установления им как своих личных достижений, так и трудностей, которые не позволяют добиваться высокого качества педагогической деятельности. В процессе индивидуальной работы педагог выступает субъектом процесса обеспечения комфорта в своей образовательной деятельности, определяя самостоятельно свои образовательные проблемы и способы их преодоления.
Удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе выражается в удовлетворенности педагогов общей психологической атмосферой в коллективе, благоприятным социально-психологическим климатом.
Удовлетворение потребности в уважении и признании очень важно для педагога, так как оценка и признание администрации, коллег, а также учеников является наиболее ярким подтверждением профессионализма педагога. Поэтому в образовательном учреждении должна существовать система признания заслуг педагогов, а также поддержка и поощрение инициативы, активности педагогов в постановке и решении профессиональных проблем.
Для удовлетворения потребности педагогов в самореализации необходима разработка положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов, о педагогических чтениях и конференциях для педагогов.
Таким образом, если образовательная среда школы будет характеризоваться защищенностью каждого члена коллектива, наличием «помогающих отношений», поощрением к личностному росту, развитию, предоставлением возможности для реализации своих интересов и способностей, психологической свободой каждого педагога, тогда в школе будет стабильный и творческий коллектив, будут высокие результаты деятельности, будет наблюдаться рост числа педагогов, участвующих в экспериментальной и инновационной деятельности, вовлеченных в сетевые проекты, в конкурсно-проектную деятельность, регулярно повышающих свою квалификацию на различных курсах, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
А значит, будет увеличиваться число педагогов, испытывающих удовлетворенность от своей профессиональной деятельности.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: