Галина Шутова, 21.02.2015 59

Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке: 13 золотых правил


"Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта. 


Обсудить статью (уже 59 коммент.) Опубликовать свой материал

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу". Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.  

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет. Фото: Марина Учеватова.

Другие статьи автора:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
59 shevtat75 • 18:52, 27.05.2022
Спасибо!
[Материал]
avatar
58 LazarchukIrina • 11:29, 06.05.2022
Нормально
[Материал]
avatar
57 ViktoriaFefelova • 11:15, 06.05.2022
Спасибо, за помощь, статья очень полезная. Все правила очень важны.
[Материал]
avatar
56 danilamuravev1488 • 11:07, 06.05.2022
Статья очень помогла , спасибо
[Материал]
avatar
55 maksmuravev03 • 10:57, 06.05.2022
Отличная статья , очень помогла
[Материал]
avatar
54 Yulia-Zagorodnova • 10:52, 06.05.2022
Целиком и полностью согласна с Вами.Спасибо за статью.
[Материал]
avatar
53 Ivan_Dokudovsky • 10:51, 06.05.2022
Ваша статья очень помогла , узнал много нового , спасибо большое
[Материал]
avatar
52 Ivansukharev • 10:49, 06.05.2022
Отличная статья!! Очень помогла.
Советы действенные, локоничные!
[Материал]
avatar
51 AnnaSkidan • 10:45, 06.05.2022
Спасибо , отличные советы , узнала много новое , и вспомнила то, что знала
[Материал]
avatar
50 Mukin88 • 10:32, 06.05.2022
Спасибо большое , ваша статья помогла быть более уверенным в себе и справиться со многими задачами , которые доставляли трудности
[Материал]
avatar
49 daria124788r • 19:34, 20.04.2022
Отличная статья! Очень помогла! Вот конспект:
1. Озвучьте свои требования.
2. Подружись с ними.
3. Особо шумным: поставьте на место шуткой, затем предупреждение, вызвать отвечать на оценку к доске или на письменный вопрос по теме. "Не хочешь понять, не мешай другим". "Из-за него минуту сидим тихо. Теперь ещё раз минута тишины. И ещё раз, вы все ещё болтаете, я слышу. Пока я буду слышать разговоры, мы будем минуту молчать, ясно? Ваши разговоры ни к чему не приведут."
4. Разная форма информации. Чем динамичные урок, тем меньше времени на хаос.
5. Найдите для каждой темы привязку к жизни, практике.
6. В начале урока сказать план работы, задать актуальную и интересная проблему, спросить её в конце урока. Подвести итоги — что узнали.
7. Система накопительных баллов.
8. Не кричать
9. Любите свой предмет. Рассказывайте тему с азартом, с интересными фактами, всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания. Вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!
[Материал]
avatar
47 Комментарии • 03:57, 11.03.2019
Спасибо за статью о том, как успокоить класс. Советы очень хорошие, но Вы не знаете, что такое тайские дети. Я по поводу детей которые не говорят и ничего не делают. У меня был в третьем классе ученик, который не то, что ничего не делал, но даже в классе его можно было очень редко увидеть. Бродил по школе все время. В четверном классе он уже смирно сидел за партой и все прилежно списывал с доски. Была девочка во втором классе, которая ничего не говорила и не отвечала на вопросы. Но девочка умная, потому что делала все задания и все правильно списывала. В конце учебного года она заговорила. Стала отвечать на вопросы. Не так активно, как другие дети, но все таки заговорила. Я думаю, давить на таких детей бесполезно. Придет время и они начнут что-то делать. Я сам в школе до десятого класса ничего не делал, а теперь преподаю английский в Таиланде.
[Материал]
avatar
46 Комментарии • 22:03, 07.03.2019
сельская школа.В классе 1человек. 1класс.Категорически не желает ничего делать ни читать ,ни писать,не отвечать учителю.Даже психолог не нашёл общего языка и не разговорил.Итак весь год. Вот и 13 ваших способов!Конец 3 четверти,а мы ни му-му.Зато на перемене ого-го.Жду,господа,ваших мнений!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
45 Наталия4567 • 10:32, 23.02.2017
Галина Викторовна, спасибо! Я считаю эти правила очень ценной подсказкой для начинающего учителя. Я работаю в школе секретарем, учусь на 2 курсе педколледжа, после окончания будет вторая профессия "Учитель начальных классов" и мне предложили для практики вести урок "Окружающий мир" в 4 классе, т.к. учитель уходит в декретный отпуск. Эти правила для меня будут как шпаргалочка.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
44 lewkowihua • 09:20, 22.02.2017
В целом, всё правильно и ,по сути, ничего нового. Но где взять такого современного молодого учителя, который бы не сказал: А оно мне надо? За такую зарплату - полное бесправие от детей, их родителей.А часто и администрации.
[Материал]
avatar
43 Наталиша3710 • 10:38, 10.10.2016
Галина Викторовна, большое спасибо за правила! Хотя я педагог не начинающий, но правила мне интересны тем, что Вы собрали их все вместе. Это удобно - всегда есть возможность периодически просматривать и "восполнять" то, что необходимо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
42 катрин7907 • 16:49, 31.07.2016
Ещё есть такая фраза, которая срабатывает в 1-2 класса, если её не очень часто повторять: "Правильно делает тот, кто внимательно слушает учителя". Когда-то сама прочитала про эту фразу из книги, записала для себя, запомнила и это работает! Попробуйте!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
41 tanyaulit • 13:09, 24.07.2016
Прекрасная статья! Необходимая в работе!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
40 planeta7704 • 21:18, 01.05.2016
Спасибо за советы!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
39 Я-Оксана • 20:51, 01.05.2016
Спасибо за практические советы! Интересный вариант физкультминутки, прием накопления баллов буду использовать. Хлопки - не знаю... у меня ассоциация с дрессировкой, но, может быть, попробую.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
38 stirz • 17:36, 14.03.2016
Спасибо за приёмы, о некоторых даже не подозревала. Хочу поделиться приёмом, который "подслушала" у учителя ИЗО. Ритмичные хлопки без предупреждения. В классе шумят дети, хлопаю в ладоши (любой ритмический рисунок) дети повторяют. Сначала 5-6 человек, но со второго раза больше, и т.д. Всё - можно сообщить то, что необходимо.
[Материал]
avatar
37 inka-romashka • 19:57, 03.03.2016
провожу минутки тишины после уроков физкультуры и общение с задирами наедине, помогает, но если у ребенка что- то произошло в семье он очень переживает, в таких случаях приходится искать другие подходы.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
36 maylisay • 22:47, 24.02.2016
полностью согласна со всеми правилами! можно добавить - УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА ОДНУ СТУПЕНЬКУ ВЫШЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КЛАССА! В этом случае дети видят и чувствуют , что учитель умнее, а учитель - понимает, на сколько еще нужно поднимать уровень класса! Именно эта ступенька и заинтересовует (сближает) интересы учителя и учеников!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
35 Rud2067 • 14:34, 29.11.2015
Отлично написано, главное начать с себя а не срываться на детях за свою нерадивость и неумение
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
34 yupanova • 11:00, 13.10.2015
Советы очень эффективны! И согласна с автором, дисциплина начинается с себя, стоит прийти на урок взвинченной, так и весь урок проходит.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
33 Evgeniya4048 • 19:56, 30.09.2015
Спасибо, попробую методы обязательно!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
31 Словесница • 13:29, 20.09.2015
В статье представлены очень интересные приемы, спасибо. Минуты тишины и балловая система мне очень понравились. Обязательно попробую на практике.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
32 Екатерина_Пашкова • 10:37, 21.09.2015
Удачи!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
30 Санчос5266 • 17:27, 18.05.2015
Спасибо за интересные предложения для поддержания дисциплины в классе. Как молодой учитель часто сталкиваюсь с такого рода проблемами. Очень понравилось второе правило, когда детям предлагается самим определить, что можно делать на уроке, а что нет. Мне кажется, что это действительно поможет избежать конфликтных ситуаций во время урока.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
29 ya-dmitrieva86 • 20:56, 04.03.2015
отличные советы! приму на заметку! спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
28 veroni67 • 18:47, 04.03.2015
Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 Настя2787 • 18:08, 02.03.2015
Я сама молодой преподаватель, столкнулась с такой проблемой как дисциплина на уроке. Прочитав вашу статью, узнала много интересного и попробую некоторые ваши советы на практике.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
26 Gvozdeva-Saratov • 23:41, 28.02.2015
Очень интересно, прочла на одном дыхании. Спасибо большое за ваши советы, необходимые, думаю, всем педагогам без исключения. Еще раз, спасибо
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
25 Chocolate1135 • 16:49, 28.02.2015
Спасибо за статью! Я начинающий учитель и проблема "шумный класс" присутствует. Попробую воспользоваться вашими правилами.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 Verrena • 22:25, 24.02.2015
Очень интересные правила. Какие- то из них можно и опробовать.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 marlena5173 • 16:51, 24.02.2015
Огромное спасибо , статья интересная, особенно для начинающих педагогов.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 Janna1313 • 04:43, 24.02.2015
Здравствуйте. Я "Классная Дама" 8 класса и хотела бы испробовать Ваши советы на своем классе. Статья интересная, мне понравилась. Благодарю.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 germanowvolodya • 21:36, 23.02.2015
Классно!!! Сам бывал в таких ситуациях! Советы не выдуманные, а очень правильные. Спасибо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 gresko • 07:33, 23.02.2015
Спасибо автору, не смотря на такой же опыт работы, некоторые советы действительно ценны.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 Natalya6659 • 19:21, 22.02.2015
Отличная статья! То что надо для начинающих педагогов, да и других работников школы. Особенно понравились фразы "напоследок", ведь действительно: вы - учитель, вы - пример.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 irina1228 • 06:59, 22.02.2015
Как учитель с 30-летним стажем скажу: хорошие правила! Не совсем согласна с первым (поднимать руку), ведь в ходе дискуссии важно, чтобы просто слушали друг друга, дополняли, выражали собственное мнение. Руку поднять могут и забыть! А "не реагировать на ответы с места, упорно спрашивая тех, кто поднимает руку" - значит, потерять детей, желающих РАБОТАТЬ на уроке, а не только СИДЕТЬ ТИХО.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
18 Екатерина_Пашкова • 10:26, 22.02.2015
Ничто не мешает этим детям поднять руку, если, например, речь идет не о дискуссии, а о простом уроке. Подняли руку - ответили.
[Материал]
avatar
Спасибо,замечательный материал!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
15 марьем-доча • 12:08, 20.02.2015
Спасибо за очень интересную статью. Действительно, никому из нас не нравится, когда кто- то повышает голос, не так смотрит. Выход есть всегда. В моих коллективах классных никто не заинтересован в том, чтоб ему помешали на начало урока заработать оценку, причем, скажем так, легко.На начало каждого занятия таким способом зарабатывают два-три ученика.
Игра называется " Угадай героя".Ученик зачитывает описание литературного героя, фразы его речи, элементы одежды. За проделанную работу он зарабатывает положительную оценку, и тот ученик, который угадал героя, тоже.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
14 buvaisar • 09:11, 20.02.2015
В нашей работе нужно все попробовать...Хорошая памятка...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 oleksiy41 • 08:58, 20.02.2015
Договор дороже ...? Важно, если преподаватель на первых уроках обсудит с детьми взаимный договор требований к урокам в такой манере, чтобы дети понимали необходимость взаимного доверия и уважения, продуктивности урока, необходимость знаний в жизни, умение радоваться успехам товарищей, взаимосвязи поведения и гражданской позиции человека, отношения к старшим и к товарищам и др. По ходу дальнейших уроков учителю необходимо пояснять свою систему требований в плане оценки знаний не с позиции контролёра, а как помощника детей и их родителей. Дети и классы сильно отличаются, поэтому так важно быть внимательным и гибким в решении любых сигналов психологической напряжённости взаимных отношений, повышая требования прежде всего к себе. Идеальной ситуацией можно считать установление сердечной привязанности с детьми.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
12 Ласточка434 • 20:38, 19.02.2015
совет про накопительные баллы приму на заметку
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
11 balabanov72 • 17:25, 19.02.2015
Огромное человеческое спасибо! Статья полезная!
[Материал]
avatar
Спасибо, Галина Викторовна, за материал. У меня стаж большой, но я с интересом прочла Вашу статью, некоторые моменты взяла на заметку.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
9 282007oliga • 06:45, 19.02.2015
Целиком и полностью согласна с Вами.Спасибо за статью.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
8 lyubovshepeleva64 • 21:38, 18.02.2015
Советы очень полезные, даже мне с большим опытом работы было интересно почитать. Я часто пользуюсь советом своего первого учителя "Что бы урок задался - детей надо сначала ошарашить, а потом озадачить." Удачи всем!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
7 залесская9496 • 20:44, 18.02.2015
Спасибо за отличные советы, которые помогут учителям с любым стажем работы. Особенно привлекает шестое правило. Я преподаватель фортепиано и занятия проходят в индивидуальной форме, но многие рекомендации приемлемы и на моих уроках.
[Материал]
1-50 51-56