Мы воспитываем детей, хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет. Почему личный пример педагога становится главным методом воспитания?
А часто ли люди замечают, что их воспитывают? Когда последний раз мы ощущали на себе это воздействие? Скорее всего, в далеком детстве, ну или в ранней юности. Как только мы стали взрослыми, то из объекта воспитания переросли, как нам кажется, исключительно в субъект, осуществляющий этот процесс. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Смотрите ли вы новости по телевизору? Кинофильмы? Ходите ли по улицам своего города? Оказывает ли какое-нибудь воздействие ли вас то, что вы видите, слышите или обо что спотыкаетесь? Антон Семенович Макаренко считал, что «воспитывает все: люди, вещи, явления». И я с ним полностью согласен — формируют личность и фильмы Тарковского и ямы на асфальте.
Думаю, что воспитание человека непрерывно и продолжается с момента его рождения до смерти. Вот только, чем старше мы становимся, тем менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно уделить особое внимание формированию личностных качеств человека, пока он еще не успел окончательно стать безнадежно взрослым.
К сожалению, для нас — учителей средней школы — основные моральные убеждения и характер ребенка формируется еще в дошкольном возрасте, и к нам приходят маленькие люди с уже сложившимися ценностями. Но это совсем не значит, что нам остается только наблюдать и констатировать факт, что ученик жаден, неряшлив или безволен. Если родители не смогли должным образом вырастить свое дитя, то тем более возрастает воспитательная роль учителя.
У самого термина «воспитания» за историю человечества было достаточно много определений. Да и сейчас, вооружившись Интернетом, можно насчитать несколько десятков различных истолкований этого понятия объемом от одного предложения до целого абзаца. На мой взгляд, это говорит только о том, что дать точное определение не так просто. Не мне вам рассказывать, сколько за долгую историю человечества было написано фолиантов по этому вопросу. Наверное, целая библиотека. Стало ли человечество за все это время добрее, нравственнее, культурнее? Неужели патриотическое и духовное воспитание во времена Куликовской битвы было хуже организовано, чем сейчас? Вряд ли. И все это без томов методической литературы с описаниями хитроумных методик и форм воздействия на подрастающее поколение.
Сейчас существуют даже противники воспитания, которые утверждают, что это не только «насилие над личностью», а вообще исключительно «субъективный процесс». Более того — «никто достоверно не знает, к чему в нем надо стремиться». Надеюсь, что это не так: чтобы совершить насилие над личностью, для начала надо эту личность хоть мало-мальски взрастить. А то, что это субъективный процесс, так что же в этом плохого? Все мы такие разные, и невозможно смотреть на мир по строгому стандарту.
И все-таки, что такое воспитание? Я остановился на следующем коротком определении: воспитание — это целенаправленное формирование личности. Направлено оно, в первую очередь, на подготовку этой личности к последующей жизни в согласии с общепринятыми нормами поведения.
Оказывается, что этот процесс характерен не только для человеческого сообщества. У животных так же присутствует воспитание своего потомства, выраженное, как минимум, в передаче навыков с помощью условного рефлекса подражания. И целью этой передачи является все то же формирование шаблонов «правильного» поведения. Зачатки такого примитивного воспитания можно наблюдать уже у моллюсков. Процесс воспитания у так называемых высших животных, естественно, усложняется. Ведь кроме передачи этих самых навыков приспособления к выживанию в окружающем мире им надо наделить свое потомство еще и навыками взаимодействия в зверином коллективе.
Одной из самых главных составляющих воспитания у животных является групповая игра, в которой принимают участие дети и родители. У примитивных животных — и игры попроще, а вот у большинства хищников сложнее, и содержат то, что уже можно назвать тренировкой, отработкой навыков, которые так необходимы для удачной коллективной охоты, где все роли строго распределены между участниками.
Отсутствие адекватного воспитания, так называемая «невоспитанность» в естественной среде обитания влекут к трагическим результатам, включая и крайнюю степень — полное исчезновение вида.
Однако ни одно из животных не тратит столько ресурсов на воспитание своего потомства, сколько это делает человек на формирование личности своего ребенка. Особый статус у воспитания появляется только в обществе человека разумного, которое сформировало особые наследственные конструкции, имеющие негенетический характер — общемировую культуру и национальную народную традицию. Отличие нашей популяции от остального животного мира таится в принципиально иных методах совместной переработки информационных потоков и высокоскоростной обработки поступающей из окружающего мира информации отдельным человеком, который гармонично существует в социуме. В сущности, организм человека по своей структуре очень похож на организмы других высших животных, но наличие традиции и культуры дало весомое преимущество в выживании за счет осознанной трансформации среды своего обитания.
Обычно процесс воспитания состоит из следующих общеизвестных методов:
- метод наказания (так называемый "кнут");
- метод поощрения (или "пряник");
- воспитание на личном примере.
Если мы хотим добиться от ребенка определенного поведения, то наиболее быстрый эффект достигается путем введения системы табу и наказаний за нарушение этих запретов. Однако остаточный эффект такого способа, после прекращения его воздействия так же легко пропадает. С другой стороны, необоснованное вскармливание одними только «пряниками» делает из воспитателя заложника воспитуемого — прекращение «кормежки» грозит бунтом. Кроме того, современная действительность практически свела на нет возможность какого-либо наказания детей в рамках общеобразовательной школы, а поощрение без возможности соразмерного наказания только развращает человека.
Поэтому в сложившихся условиях на первый план выходит самый незаметный, трудоемкий и медленный в достижении ожидаемого результата личный пример воспитателя. На мой взгляд, это наиболее действенный способ, так как именно он, как было показано выше, заложен в основе самой природы воспитания, что хорошо отслеживается уже на царстве животных.
Дети очень любят подражать. Но подражают они не всем, а только тем, кто вызывает у них уважение, любовь и доверие. Конечно, в первую очередь это родители. Дико видеть, когда в парке играют малыши в компании своих пап и мам, распивающих с друзьями спиртные напитки, курящих и общающихся матом. Но это — родители, и для ребенка до определенного возраста они остаются богами. К какой модели поведения будет стремиться этот малыш? Сможет ли школьный учитель личным примером привить навык другой модели, зародить интерес ребенка к иным ценностям? Вопрос глобальный и не может быть решен средствами одной только школы. Мне кажется, нет смысла проводить реформы образования в школе, без коренного изменения всего нашего общества по всем направлениям государственной политики. Но это решаем уже точно не мы. Что доступно школьным учителям в такой непростой ситуации? Стать тем объектом уважения, любви и доверия, которому дети будут готовы подражать.
Как? И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. Возможно, на определенном этапе жизни мы опрометчиво решили, что уже достигли своих вершин, и дальнейший рост больше не является для нас жизненно важной необходимостью. Достаточно закрепиться на достигнутом и не сдавать позиций. Но это только лишь заблуждение, которым мы успокаиваем себя. Жизнь — это непрерывное движение. Или вверх и вперед или вниз и назад. Когда мы думаем, что стоим на месте — на самом деле мы медленно деградируем. Изменить другого человека прямым воздействием на его волю — это задача не для педагога. Реально мы можем изменить только одного человека — самого себя. И стать примером для подражания.
С чего начать? Многочисленные опросы подростков показали, что больше всего негатива у них вызывает лицемерие взрослых по отношению к ним. Да, и другие отрицательные характеристики так же занимали высокие позиции в этом рейтинге, но первое место уверенно закрепилось именно за этим человеческим качеством. Кроме того, дети не только не принимают лицемерия, они никогда не прощают взрослым их ложь. Солгав однажды ребенку, мы рискуем навсегда потерять его доверие. Если мы говорим ребенку, что трудолюбие — это одно из важнейших качеств личности, а сами брезгуем взять в руки совок с веником — это мгновенно расценивается как лицемерие. Если на классном часе мы рассказываем о героях Великой Отечественной войны, а на общешкольной встрече с этими героями позволяем себе не слушать выступление ветерана — это тоже лицемерие. Если мы твердим, что не надо бояться совершить ошибку при поиске решения поставленной задачи, а сами избегаем признаваться перед классом в своих ошибках — и это тоже лицемерие.
Отсутствие обмана в отношениях с учениками является необходимым условием для того, чтобы мог сработать «третий кит» воспитания — личный пример.
Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, могут заслужить доверие своих учеников, стать для них авторитетом. Им будут верить, на них станут равняться, за ними охотно пойдут дети. И пора прекратить навязчиво твердить о здоровом образе жизни — достаточно (хотя и очень сложно) жить согласно этому убеждению. Бессмысленно вспоминать о ветеранах раз в году, накануне дня Победы — о них, как и о теряющих свою весомость страницах истории нашей страны, следует говорить как можно чаще, выражая свое личное отношение в простых, понятных каждому словах и главное — поступках. Мои коллеги считают, что современный коллективный выход школ в театр больше не формирует эстетическую культуру или нравственность. К сожалению, они ошибаются — формирует. Вот только какими будут эти эстетика и нравственность? Хотите привить любовь учащихся к театру — полюбите его в первую очередь сами, вне рамок коллективных плановых посещений.
И вот как-то сама по себе вырисовывается проблема учительского самовоспитания и саморазвития. Не должно быть так, чтобы «сам сапожник оказывался бы без сапог».
Процесс воспитания, на мой взгляд, обладает интересным свойством — мы воспитываем детей независимо от того хотим мы этого или нет, осознаем мы это или нет. Он непрерывен, происходит каждую секунду нашего общения с детьми. Вопрос только в том, контролируем ли мы его. Вот об этом и надо педагогу помнить всегда.
Литература:
- Макаренко А.С. Книга для родителей // А. С. Макаренко — Москва: издательство ИТРК, 2014.
- Педагогический словарь // Под редакцией Кождаспировой Г. М. — Москва: Академия, 2005.
- Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Новая философская энциклопедия: в 4 тт. // Под редакцией В. С. Степина — Москва: Мысль, 2001.
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) // В.С. Безруков — Екатеринбург: УГППУ, 2000.
- Сигнальная наследственность. Исследования по генетике // Под ред. М. Е. Лобашева — Ленинград: издательство ЛГУ, 1961.
- Источник из сети Интернет: http://paidagogos.com/?p=602.
Об авторе: Филин Павел Владимирович, учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 46 г. Брянска.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.