Самоанализ урока "Казанский университет: научные школы в XIX веке"
Самоанализ урока
«Казанский университет: научные школы в XIX веке»
( по функциональному блоку программы «История науки и техники»
курсов истории и обществознания).
Физико-математическая специализация лицея №2 предполагает углубленное изучение естественно-математических и технических дисциплин. В связи с этим мною разработан функциональный (вариативный) блок «История науки и техники» к курсам истории и обществоведения с учетом региональной программы развития гуманитарного образования, который включает в себя образовательные компоненты, связанные с национально-культурными особенностями региона и физико - математической специализацией лицея.
Урок, проведенный мною по теме «Казанский университет: научные школы в XIX веке» связан с темой: «Культура Казанской губернии в XIX веке”, в курсе «История Татарстана». Он расширяет знания учащихся в области науки: знакомит их с учеными Казанского университета, внесшими вклад в развитие таких наук, как физика, математика, астрономия, химия, гуманитарные дисциплины и помогает школьникам разобраться в научных открытиях по данным направлениям.
Специфика данного урока заключается в том, что он развивает умение лицеистов интегрировать знания различных дисциплин: математических курсов, химии, астрономии, физики. Главные задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей Казанского университета;
охарактеризовать научные школы, сложившиеся в ХIХ веке в Казанском университете: математическую, астрономическую, химическую и гуманитарную;
работать над понятиями «университет», «научная школа», геометрия Евклида, «неевклидовая геометрия», « реакция Зинина».
Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, интерес к естественно-математическим и историческим наукам;
формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
развивать коммуникативные умения вести диалог, выступать перед аудиторией, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
Воспитательные:
формировать у учащихся навыки самоконтроля, самоанализа;
осуществлять профессиональную ориентацию старшеклассников;
воспитывать чувство гордости за Российскую науку;
При построении урока учитывалась математическая специализация данного классного коллектива. Урок проведен в интенсивном темпе, потому что теоретический материал, предложенный школьникам для самостоятельного анализа, ими рассмотрен на уроках математического анализа и уроках химии.
Форма проведения урока - семинар, потому что при подготовке к нему старшеклассники применяли исследовательский метод, работая с дополнительной литературой. Они проанализировали дополнительную литературу, указанную мною за 10 дней до урока, учились самостоятельно добывать знания. Учебная деятельность школьников при подготовке к уроку осуществлялось в группах, что способствовало выработке коллективных навыков и умений.
На уроке использовался проблемно- поисковый метод изложения материала, так как наблюдение, изучение явлений, работа с дополнительной литературой требовали выдвижения гипотез, выяснение связей изучаемых явлений, их объяснений и выводов.
Лучшему усвоению материала способствовали средства новых информационных технологий: компьютер с TV-выходом, презентационная программа, составленная лицеистами, главное достоинство которой - тезисность (для выступающего) и наглядность ( для слушателя).
Ход урока был подчинен логике изложения материала. Между учителем и учащимися существовало тесное взаимопонимание, потому что была создана благоприятная психологическая атмосфера на уроке с помощью коммуникативных средств, таких как побуждение, одобрение, «чтение по лицу», приглашение, восторженные интонации, совместное исполнение всеми участниками семинара студенческого гимна «Gaude amus».
Глубокая интеграция знаний в области математики, химии, астрономии и истории способствовала выработке интереса к историческим дисциплинам у учащихся, склонных к углубленному изучению естественно- математических дисциплин.
Главная задача данного урока - формировать разносторонне гармоничную развитую личность. Учащиеся познали красоту математических аксиом, формул, решений, с помощью которых можно объяснить многообразие мира и важность исторических сведений, которые сохраняют человеческую мудрость. Формированию эстетического вкуса школьников способствовали литературные произведения Г.Тукая, Е.Евтушенко «Казанский университет».
Цели, поставленные на уроке, на мой взгляд, были достигнуты. Учащиеся проанализировали, осмыслили и усвоили большой объем знаний в различных областях науки, установили причинно- следственные связи в изучаемом материале, закрепили его с помощью информационных технологий, показали умение выдвигать гипотезы, проводить сопоставления и решать проблему разными способами.
Удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся, так как разнообразные формы деятельности сменяли друг друга: фронтальная беседа, выступления учащихся- экспертов, решение заданий- тестов, просмотр видеофрагментов компьютерной программы. На протяжении всего урока школьники имели высокую мотивацию, активно участвовали в решении поставленных проблем и отрабатывали навыки самоанализа и самоконтроля. Старшеклассники оправдали мои ожидания:
изучили предложенную литературу,
на научном уровне использовали и обобщили знания по геометрии Евклида, по геометрии Н. Лобачевского, по физике (теория относительности А.Эйнштейна), по химии, астрономии, краеведению,
быстро и правильно решили предложенные тесты- задания,
с большим вдохновением исполнили студенческий гимн «Gaude amus»
на уроке царила атмосфера творческой заинтересованности.
Думается, что возможен и второй вариант интегрированного урока - история-математика. «Казанский университет: научные школы в XIX веке», где более глубоко представлен математический блок. Он проводится совместно с учителями математики, что позволит обеспечить:
преемственность и непрерывность в усвоении учебного материала;
единство в интерпретации понятий,
систематизацию и обобщение знаний,
межпредметные связи,
исключение дублирования материала.
Уроки по истории науки и техники имеют огромное воспитательное значение: формируют у старшеклассников чувство гордости за ученых, прославивших нашу науку, любовь к Родине, способствуют углублению и систематизации знаний, качественному усвоению естественно- математических знаний, их объективному восприятию и творческому использованию.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хабибова Баян Оразовна
→ Екатерина_Пашкова 27.04.2015 0 9111 429 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.