Елена Ащеулова, 30.03.2015 5953 0

Подвижные игры для детей дошкольного возраста, используемые в детской психокоррекции: развитие мелкой и крупной моторики, устранение страхов


В свою работу с детьми я включаю множество упражнений из нейропсихологической коррекции, которая эффективно борется с такими проблемами, как детская гиперактивность, импульсивность, дефицит внимания,  а также игры и упражнения из Гештальт-терапии с детьми и подростками, которые успешно помогают справиться с такими психологическими проблемами как тревожность, неуверенность, страхи и др. В этой статье привожу игры, которые использую наиболее часто.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Психокоррекционная работа с детьми и подростками имеет свою специфику по сравнению с таковой у взрослых.

Основными направлениями коррекции психического развития являются:

  1. Коррекция отклонений в психическом развитии;
  2. Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

Сегодня существует множество психокоррекционных  упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками.

Сегодня мы рассмотрим метод игровой терапии, а в частности подвижные игры, которые ближе всего отвечают задачам развития.

Какие проблемы мы решаем в процессе проведения игротерапии с детьми?

  • Трудности коммуникации.
  • Социальный инфантилизм — это низкий уровень сформированности социальных мотивов, неудовлетворительная ориентировка в системе социальных норм и правил.
  • Трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности (низкий самоконтроль, импульсивность).
  • Нарушения поведения — умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома).
  • Трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека;
  • Трудности личностного развития — неадекватные представления о своих качествах, способностях, низкая или завышенная самооценка, неуверенность в себе.
  • Фобические реакции — страх определенных объектов, действий, событий, реакция их избегания, высокая ситуативная и личностная тревожность.

Групповая игротерапия дает возможность ребенку наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении объектов и событий, вызывающих страх и тревогу.

Основные тенденции развития детей 1-3-х лет

Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».  Ребенок осознает себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в известном кризисе 3-х лет.

Основные симптомы кризиса 3-х лет

  • Негативизм.
  • Упрямство.
  • Строптивость.
  • Своеволие.
  • Протестное поведение.
  • Обесценивание требований взрослых.
  • Ревность.
  • Деспотизм.

Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

Можно выделить следующие направления психокоррекционной и развивающей работы с детьми этого возраста:

  • развитие моторики;
  • развитие предметных действий;
  • развитие речи;
  • общеразвивающие игры;

Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Такие действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.

Все вы прекрасно знаете, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  • Ладушки-ладошки.
  • Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки.  Сначала ручки в кулачках, попеременно двигаются, потом — «выпускают коготки — разжимают кулачки и напрягают пальчики).   
  • Колобок. «Мы катаем колобок, как катаем мы клубок, а теперь на этой ручке мы катаем колобок» — ладошки как бы раскатывают колобок.
  • Фонарики. «Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем, вот фонарики сверкают, нам дорожки освящают» — дети держат кулачки над головой, попеременно разжимая их — разносторонние движения кистями рук.
  • Сорока-белобока. Пересчет пальчиков — пальчиковая гимнастика.
  • Капуста. «Мы капусту рубим-рубим, мы капусту режем-режем, мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем, мы морковку трем-трем (все движения разносторонние).

Упражнения для детей 3-5 лет

  • «Фонарики».
  • «По реке плывет кораблик».
  • «Шла купаться черепаха».
  • «Вышли пальцы танцевать»: 1-2-3-4-5 — вышли пальцы танцевать! Большой пустился в пляс (большие пальцы рук двигаются вокруг друг друга), указательный — вприпляс (указательные пальцы соединяются), средний пальчик — поклонился (кланяются), безымянный — притаился (безымянный палец  правой руки прячется в кулачке левой руки), а мизинец-молодец — цепь сомкнул (мизинцы соединяются и руки сцепляются), как же пальцам танцевать? Надо цепь нам разорвать! (дети разъединяют руки).
  • «Музыканты»: «Постучу по барабану — 1-2-3-4-5 (дети изображают игру на барабане), а потом сыграю маме («играют на пианино»), очень весело играть, я на дудочке играю (изображают игру на дудке), всех ребяток забавляю!».

Упражнения для детей 5-6 лет

  • Лягушка. Разносторонние движения: на столе — одна кисть в кулаке, другая — разжата, попеременные движения: «Мы — веселые лягушки, мы — лягушки-попрыгушки, вместе весело играем, всех ребяток забавляем!».
  • Лезгинка. Кулак одной руки повернут лицом к ребенку — вторая кисть развернута  к кулаку и пальцы, как бы врезаются в кулак — попеременная смена движений кистей (упражнение из нейропсихологической коррекции А. Семенович);
  • Кулак-ребро-ладонь и др.

Игры на развитие общей моторики направлены на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение с последующим их расслаблением:

  • Растяжки —линейные и боковые: «Струночка», «Звездочка».
  • Игра «Огонь и лед» — дети лежат на спине: «Огонь» — руки и ноги изображают пламя огня; «лед» — застывают.
  • Игра «Солдат».
  • Игра «Карандаш-кисточка»: карандаш — вытягивают руки вперед — напрягают руки; кисточка — расслабляют руки, кисти мягко двигаются.
  • Игра «Холодно-жарко»: холодно — дети «дрожат», напрягая руки и тело; жарко — все расслабляются, руки свободно повисают.

Дети очень любят эти игры, так как они снимают мышечное напряжение, зажимы, помогают расслабиться и готовы играть в них на каждом занятии. О чем это говорит?

Дети по большей части напряжены, не могут отреагировать свои эмоции, расслабиться. Это касается в большинстве своем тревожных детей, а их количество с каждым годом возрастает.

Второй вид упражнений и игр — на развитие крупной моторики, формирования реципрокного, то есть разностороннего взаимодействия, на развитие межполушарного взаимодействия, которое ответственно за развитие речи, мышления, памяти и внимания.

  • Ползание на животе.  Медленно — для развития межполушарного взаимодействия, самоконтроля, снижения импульсивности);
  • Кошечка. Ползание на коленях и локтях (развитие межполушарного взаимодействия).

А также упражнение «Мозговая гимнастика», это любые разносторонние движения руками, кистями, ногами:

  • Ухо-нос. Одна рука держится за нос, другая — за ухо; хлопок — смена движения.
  • Голова-живот. Одна рука гладит живот, другая — голову; хлопок — смена движения.
  • Спина-плечо. Одна рука — за спиной, другая — на плече; хлопок — смена движения.
  • Лезгинка и многие другие.

Если в день хотя бы 5-10 мин. проводить игры на развитие мелкой моторики, разносторонние движения, упражнения на напряжение и расслабление — мы очень поможем детям в развитии как интеллектуальной сферы, так и эмоциональной, предупредим такие явления, как мышечные зажимы, снизим тревожность и др.

Подвижные игры с детьми 3-5 лет, которые снижают страхи, негативные эмоциональные переживания и эмоциональное напряжение:

  • Динозаврики (3-4 г.). Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
  • Высвобождение гнева. Мягкий стул или куча подушек (индивидуальная или групповая форма проведения). Подушка кладется перед ребенком — он ударяет по ней или ракеткой, или расслабленной рукой, выговаривая при этом любые слова, выражающие чувство гнева (часто дети боятся говорить грубые слова и с ними проводится эта игра индивидуально, у психолога). Я часто выхожу и даю возможность ребенку выплеснуть все негативное, что собралось у него на душе. Игру полезно проводить систематически, потому что негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих!
  • Есть аналогичная игра «Непослушная подушка». Дети ее очень любят и всегда просят провести: «К нам в гости пришла непослушная подушка, к кому в руки она попадает, тот начинает говорить непослушные слова, например: «Не хочу утром вставать рано! Не хочу идти в сад и т.д » Такие игры полезны взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.
  • Жужа (5-6 лет). Отреагирование отрицательных эмоций.  Индивидуальная или групповая форма проведения. Материал —полотенце. Выбирается ведущий — Жужа— он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должен терпеть как можно дольше. Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.
  • Дракон кусает свой хвост. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов (5-10 лет). Дети строятся в колонну. Первый — голова дракона, последний — хвост дракона. На команду: 1-2-3 дети бегут, «голова» гонится за «хвостом». Каждому ребенку хочется побыть и в роли «головы», и в роли «хвоста».
  • Вырвись из круга. Снятие напряжения, страхов.
  • Бои петухов (6-10 лет), групповая игра. Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными.
  • Катушка. На развитие сплоченности в группе. Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается «катушка», остальные — ниточка, которая наматывается на катушку. «Катушка» стоит на месте, а остальные дети постепенно «наматываются на нее». Когда дети образовали «катушку», я предлагаю им постоять, закрыв глаза, и почувствовать тепло друг друга, как нам хорошо вместе. Эта игра способствует сплоченности детей, дает возможность почувствовать себя единым целым.
  • Солдат. Напряжение и расслабление, снятие мышечных зажимов. Под определенную музыку «солдаты» бегают, «сражаются», «увертываются от пуль». На хлопок психолога «солдаты» падают на ковер, на спину, все расслаблены — «отдыхают». Я подхожу к каждому и проверяю, как расслаблены ноги и руки. Сначала у детей бывают зажаты конечности. Постепенно дети учатся расслабляться, пропадают зажимы и мы видим, как ребенок становится более раскованным, свободным.

Групповая игротерапия дает возможность ребенку наблюдать модель "бесстрашного" поведения сверстников и отреагировать свои страхи. Я рассматриваю разные аспекты в развитии ребенка, начиная с раннего возраста и до 18 лет. Каждый период имеет свои особенности. Думаю, что важно начинать эту работу с самого раннего возраста, чтобы получить желаемый результат. Необходимым условием успешной работы является просветительская работа с родителями. Без поддержки родителей результат всегда будет скатываться в обратную сторону. Поэтому, главной своей задачей ставлю привлечение и заинтересованность родителей в конечном результате. Важно, чтобы родители сами захотели включиться в этот сложный, но очень полезный и благодарный процесс. И здесь мне помогает квалификация семейного психолога, когда в творческий процесс включены , по возможности, все члены семьи, участвующие в воспитании ребенка.

Об авторе: Ащеулова Елена Борисовна, педагог-психолог Высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1694 "Ясенево" дошкольное отделение. Проходила стажировку в НИЦентр Детской Нейропсихологии. Многие игры придуманы автором.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: