Психологические вопросы в школе

Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать, начиная с самого раннего детства. Ребенок в большей степени подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, порождающих неудачу, эмоционально неустойчив и психологически не готов к преодолению трудностей, поэтому крайне важно научить его безболезненно переживать неудачи, а для этого необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями. Как научить ребенка переживать неудачи не причинив ему вреда, вы узнаете из этой статьи. 

03.04.2017

Гиперопека — это избыточная, необоснованно завышенная опека детей. Уже сравнительно взрослым ребятам не позволяют решать самостоятельно даже самые простые вопросы, связанные с ним самим: что надеть, во что играть, с кем дружить и так далее. Взрослые жестко контролируют своего ребенка, руководствуясь различными, часто благими, намерениями, но гиперопека в семейном воспитании приводит, к сожалению, к серьезным проблемам в дальнейшей жизни.

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение. 

Младший школьный возраст — интереснейшая пора, которую многие психологи называют «вершинкой детства». Ребенок еще сохраняет многие детские черты, такие как непосредственность и легкомыслие, но стремительно меняются ценности и интересы. Самое главное — меняется логика мышления ребенка. Кризис младшего школьного возраста формирует осознание своего «социального Я». И все негативные выводы, установки, сформировавшиеся особенности взаимоотношений не пройдут бесследно, а могут определять все дальнейшее поведение человека.

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к  новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся. 

Дезадаптация школьников, как правило, развивается при поступлении в первый класс или при переходе из начальной в среднюю школу. Она связана с тем, что дети не могут быстро перестроиться к новым условиям жизни, и это проявляется в снижении мотивации к обучению, плохом поведении, проблемами в общении со сверстниками и переживаниями. В нашей статье мы расскажем о четырех видах дезадаптации школьников, связанной с переходом с одной ступени обучения на другую.

Несмотря на то, что медицина не стоит на месте и в наше время способы лечения заболеваний совершенствуются, наблюдается тенденция возврата к нетрадиционным методам терапии. Одним из таких методов является иппотерапия — это лечение и реабилитация различных заболеваний через общения человека и лошади.

В наше время в западных странах практически у каждого второго человека есть свой личный психолог, в том числе и у детей. Так почему же в России это не так распространено? До сих пор у наших людей мнение, что если обратится к психологу то это означает автоматическое признание себя душевнобольным. А некоторые родители думают, что если найти психолога для своего ребенка, то остальные смогут допустить мысль о его неполноценности.  Так почему же не нужно бояться отводить ребенка к психологу?

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

Люди делятся на два типа: сканеры и дайверы. Дайверы — это те, кто нашли себя в одном любимом занятии. Сканеры же, наоборот, имеют кучу увлечений и никак не могут определиться с тем, что же им нужно. Они могут одновременно изучать маркетинг, игру на банджо, управление проектами, живопись эпохи Возрождения и Средиземноморскую кухню.

Барбара Шер написала книгу «Отказываюсь выбирать», в которой рассказала о том, как сканеру построить свою жизнь и стать реализованным в этом «дайверском» мире. Мы выбрали для вас советы о том, как «сканеру» перестать откладывать делать и причины, почему это происходит.

В свою работу с детьми я включаю множество упражнений из нейропсихологической коррекции, которая эффективно борется с такими проблемами, как детская гиперактивность, импульсивность, дефицит внимания,  а также игры и упражнения из Гештальт-терапии с детьми и подростками, которые успешно помогают справиться с такими психологическими проблемами как тревожность, неуверенность, страхи и др. В этой статье привожу игры, которые использую наиболее часто.

Работая психологом, я проанализировала работу учителей начальных классов. Учителя настолько загружены, что состояние стресса, напряженности есть практически у каждого из них. Скорее всего, такие проблемы есть и учителей старшей школы. В своей статье я делюсь методами, как побороть стресс и сохранить психическое здоровье учителя.

Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас,  рассказывали о себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».

Давайте задумаемся, как мы воспитываем? Как воспитывали нас. Это хорошо, но иногда мы совершаем ошибки воспитания, которые могут нанести серьезные душевные травмы ребенку, травмы, которые в течение всей жизни будут не давать ему покоя. Что нельзя делать родителям и учителям? Какие ошибки мы совершаем?

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?

Вспоминая свои школьные годы, многие из нас, современных родителей, считают это время теплым и светлым в своей жизни. С годами забываются детские обиды и конфликты, перестаешь думать о том, что дети тоже бывают жестокими к тем, кто не может или не хочет быть как все. Обзывания, травля и физическое насилие по отношению друг к другу — все это наши дети видят в стенах школы, а нередко и испытывают на себе. Что делать, если ваш ребенок стал жертвой травли одноклассников, — об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Говорят, что подростковый возраст — самый трудный возраст ребенка, поскольку в это время происходит сильнейшее развитие организма: переход от детства к взрослому состоянию. Но подростки испытывают изменения не только в физиологическом плане, в этом возрасте дети пытаются найти себя, свой путь в жизни, свое место в жизни и социальной лестнице. Задача взрослых, родителей и педагогов, помочь ребенку пройти этот путь достойно и стать полноценным человеком и членом общества.
В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.


1-20 21-22