Русские народные подвижные игры в детском саду. Реализация регионального компонента программы в ДОУ


Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как и сказки, и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх.

Примеры русских народных подвижных игр

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как: горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Возраст детей

Русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста, поэтому мы с успехом используем в работе с детьми подготовительной группы во время прогулок и занятий физической культурой.

Русские народные зазывалки перед началом игры

Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.

Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!

Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один из них выходит на середину, громко. Четко выговаривая слова, произносит считалку, например:

Русские народные считалки

Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!

- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
- А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!

Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово. Тот становится водящим.

Если участников игры много. То мы считаем по-другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.

Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет — тот уйди!

Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване ехал слон.
Кто не верит — выйди вон!

Часто в играх все участники делятся на 2 команды, и нужно решить, какая из них начнет игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке («конаются»). Для этого мы брали палку длиной 40-50 см, один из играющих берет её за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру.

Есть и более простой способ выбора очередности — угадывание в какой руке лежит предмет? Кто отгадает, той команде и начинать первой.

Чтобы разделить детей на команды поровну, чтобы никому не было обидно, мы использовали сговорки. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой. Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выбирают, чаще в форме рифмовки, например:

Кого выбираешь: Конь вороной или хомут золотой?
Шары катить или воду пить?
Что возьмешь: Из речки ерша или из лесу ежа?
Серую утку или деревянную дудку?
Кого в гости пригласишь: Таракана усатого или тигренка полосатого?

Сговорки складываются не трудно, в процессе работы дети сами их начали придумывать.
Чтобы дети перед игрой не спорили, кому водить или кому начинать игру, мы использовали жребий. Жребием может быть любая палочка (бумажка), которую жеребьевщик прячет за спиной и говорит слова: «Кто вынет жребий, тому водить!»

Примеры русских народных подвижных игр

Наиболее любимые народные подвижные игры у детей нашей группы:

  • С бегом — «Пустое место», «Перебежки», «Перебежки с выручалкой», «Горелки», «День-ночь».
  • Игры с мячом — «Мяч кверху», «Гонка мячей», «Зевака», «Выбей мяч из круга».
  • С прыжками — «Мешочек» (по типу «На золотом крыльце сидели»).
  • Малой подвижности игры — «Краски», «Фанты», «Телефон».

По требованиям ФГТ использование в работе русских народных подвижных игр является обязательным, и мы с удовольствием играем в русские игры на своих занятиях.

Фото: Марина Учеватова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: