Статья: "Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения"


Человек живет в информационном обществе, где очень важно уметь самостоятельно действовать в тех или иных ситуациях, принимать решения, адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Поэтому перед школой ставится задача, воспитывать личность, способную:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самому приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения возникших вопросов;
  • уметь, применяя современные технологии, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения;
  • уметь критически мыслить, иметь четкое представление о том, где и как будут применяться полученные знания, творчески мыслить, воспроизводить новые идеи;
  • осуществлять грамотную работу с информацией (собирать факты, проводить их рефлексию, делать важные обобщения, приводить аргументированные выводы;
  • быть общительным, уметь общаться сообща в различных областях и ситуациях, находить выход из конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня, грамотности.[2]

Очень ценной является способность уметь читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Читать – значит уметь объяснять, находить смысл.

Основное отличие смыслового чтения от любого другого в том, что при смысловом чтении читатель интерпретирует и наделяет смыслом текст. Этот вид чтения относится к метапредметным результатам основной образовательной программы.

Формирование навыков смыслового чтения и умения работать с текстом теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД.  Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов.

Важная задача всех предметов в школе – это научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного  важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать.

Благодаря реализации стратегии смыслового чтения на уроках физики качество усвоения учебной программы будет увеличиваться.

На уроках физики необходимо организовывать систематическую работу с учебником как на уроке, так  и дома. Для формирования умений работы с текстом относят следующие направления:

5 – 6 классы:

  • выделение основного материала в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • умение грамотного формулирования прочитанного текста при пересказывании.

7 – 8 классы:

  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизведение текста по предложенному плану;
  • умение применять образцы решения задач;
  • запоминание определений, формул, законов.

9 – 11 классы:

  • умение работать с чертежами и диаграммами;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

Таким образом, формирование умений и навыков смыслового чтения и понимания текста нужно начинать с 5-го класса. По мере перехода от класса к классу необходимо усложнять приемы, способы чтения и обработки информации.


Полный текст материала Статья: "Использование стратегий смыслового чтения на уроках физики как эффективный метод обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коптева Надежда Николаевна  nadyshka6
Студентка 4 курса, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
28.10.2015 0 1467 256

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0