Разработка урока по информатике "Путешествие в космос. Информация вокруг нас"; 5 класс


Цель урока:

обобщить и систематизировать знания, умения обучающихся по теме «Информация вокруг нас».

Задачи:

Образовательная: Обобщение и систематизация представлений обучающихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира;  закрепить знания о методах и средствах её обработки, передачи и хранения; используя нестандартные ситуации и творческие задания научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование информации;

Развивающая: развитие познавательного интереса на уроке, творческой активности обучающихся; развить у школьников умения излагать свои мысли, моделировать ситуацию;

Воспитательная: Воспитать интерес к предмету и сознательное отношение к его изучению; воспитание коммуникабельности, навыков сотрудничества,  чувство ответственности в ходе командной игры, уважения к себе и своим соперникам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология:  игровая.

Время проведения: 40-45 минут.

Место проведения: кабинет информатики.

Возрастная категория: 11-12  лет (5 класс)

Формы организации работы обучающихся:  работа в группах (по 5-6 человек);

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные.

Оборудование:  

  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • два ноутбука (бортовые компьютеры);  
  • презентация «Путешествие в космос»;
  • эмблемы  двух кораблей – 2 шт.;
  • листы с заданиями для декодирования  радиограммы  – 2 шт.;
  • листы с координатной плоскостью – 2 шт.;
  • листы в клетку – 2 шт.

Предварительная работа: Создать две команды из 5-6 человек. Командам необходимо придумать название и нарисовать эмблему космического корабля, выбрать капитана.

Данный урок был апробирован на открытом уроке в 5 классе, получил положительные отзывы школьного МО учителей математики, физики и информатики. Рекомендован к распространению среди коллег.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минут
  2. Постановка цели урока – 1 минут
  3. Ознакомление с правилами игры – 1 минуты
  4. Игра – 30 минуты
  1. Начало путешествия (расшифровать радиограмму)
  2. Старт (сконструировать космические корабли)
  3. Пояс астероидов (выбрать правильный ответ)
  4. Космический патруль (передать сообщение)
  5.  Физкультминутка
  6. Черная дыра (работа с электронной почтой)
  7. Книга жизни
  8. Планета Марс
  1. Подведение итога урока – 4 минут
  2. Рефлексия – 3 минут

Планируемый результат урока.

Предметные УУД:

Сформирует представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения передачи информации от источника к приемнику; использовать термины «источник», «приёмник», «передача» при описании ситуации получения информации; решать задачи, основанных на анализе информации.

Метапредметные УУД:

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; понимать важность и значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития современного информационного общества.

Личностные УУД:

Планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учитывать и координировать свое мнение с мнением других людей в сотрудничестве; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: 

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по космосу. Но чтобы управлять космическим кораблем, надо много уметь и много знать. Особенно хорошо знать информатику.

  1. Постановка цели урока

Учитель: 

Мы с вами закончили изучать тему «Информация вокруг нас».  Сегодня на уроке мы должны повторить все, что мы знаем об информации: о методах и средствах её приёма, передачи, обработки и хранения, а также покажем свои умения работать с электронной почтой.

  1. Правило игры

Учитель: 

  1. На каждом этапе путешествия вам будут даваться различные задания, отвечать будет тот экипаж корабля, который выполнит их первыми (первыми поднимут эмблему с названием корабляВосток, Буран).
  2. Если экипаж корабля дал неверный ответ, то право ответить переходит к другому экипажу.
  3. За каждый правильный ответ экипажу корабля присуждается 1 балл.
  1. Игра

Задание 1. Начало путешествия

Учитель:

Поступил сигнал из космоса! Жители планеты Марс прислали радиограмму. В научной лаборатории не удалось расшифровать послание. Мы должны попытаться его дешифровать.

Задание:

Радиограмма:        — — — — - - — — - — — — — — - — - — — - — — —

 

  • этой радиограмме содержится последовательность букв:   С, П, А, И, Т, Е, Н. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Назовите переданную последовательность букв.

Нужный фрагмент азбуки Морзе:

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • — —
  • - - —
  • -
  • —
  •  
  •  
  • —

 

Ответ: Спасите нас.

Задание 2. Старт

Учитель:

Вы молодцы, легко смогли дешифровать послание. Из послания мы поняли, что марсиане просят нас о помощи. Мы должны приходить на взаимовыручку не только своим товарищам, но и  всем, кто в ней нуждается. А чтобы им помочь нужно отправиться в космос. На чем можно улететь в космическое пространство?

Ответ: На ракете.

Учитель:

Правильно! Давайте сконструируем наши космические корабли.

Задание:

На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.

Отметьте точки:

1(3;6), 2(3;12), 3(6;16), 4(9;12), 5(9;6), 6(1;0), 7(6;0), 8(11;0).

Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5.

5 – 6 – 1 – 7 – 5 – 1 – 8 – 5.

 

Ответ:

Учитель:

Наши корабли готовы к старту, можно лететь. Давайте произведем обратный отчет от 10 до 1 (учитель вместе с учениками производит обратный отчет).  Полетели!   

Задание 3. Пояс астероидов

Учитель:

Ура!  Мы в космосе!

Но что это там впереди? Неужели на нашем пути пролегает пояс астероидов. Смотрите, они движутся в нашем направлении. Что нам делать?

Ответ: Взорвать или разбить астероид.

Задание:

Для того чтобы разбить астероид  необходимо выбрать правильный ответ  на вопрос. За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. Дать полный ответ. Информация это - …
  1. сведенья об окружающем мире;
  2. то, что передают по телевизору, в выпусках новостей;
  3. прогноз погоды;
  4. то, что печатают в газете.

 

  1. С помощью какого органа чувств, здоровый человек получает большую часть информации:
  1. глаза;
  2. уши;
  3. кожа;
  4. нос;
  5. язык.
  1. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:
  1. текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную;
  2. научную, социальную, техническую, производственную;
  3. зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, слуховую.

 

  1. К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:
  1. запах духов;
  2. графические изображения;
  3. раскаты грома;
  4. вкус яблока.

 

  1. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

а.     Обыденную, научную, производственную, управленческую;

б.      Зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

в.     Текстовую, числовую, звуковую, графическую, видеоинформацию;

г.      Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.

  1. Тактильную информацию человек получает с помощью …
  1. органа осязания;
  2. термометра;
  3. органа обоняния;
  4. органа слуха.

Учитель:

Молодцы! Поздравляю вас! Вы благополучно преодолели пояс астероидов. Корпусы ваших кораблей не повреждены. Можно лететь дальше.

Задание 4. Космический патруль.

Учитель:

Что случилось!? Нас со всех сторон окружают инопланетные космические корабли. Но бояться их не стоит. Это звездный патруль. Он следит за порядком в космическом пространстве.

Смотрите, они достаточно враждебно к нам настроены. Они думают, что  мы космические пираты.  Но мы не владеем их языком и не можем объяснить им, что мы друзья и прилетели на помощь.

Ребята, мы с вами уже знаем, что передать (сообщить) информацию можно с помощью устрой и письменной речи. А какой еще существует способ передачи информации (менее распространенный)?

Ответ: С помощью языка мимики и жестов.

Учитель:

Верно, человек использует мимику и жесты для того, чтобы выразить свои эмоции, чтобы передать сообщение в случае, если это не возможно сделать другими способами.

Задание:

Каждому экипажу выдается карточка, в которой словами записано, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку – 3 минуты, после чего каждый экипаж демонстрирует сообщение. Задача другого экипажа догадаться, какое сообщение отправил источник информации. За правильный ответ присуждается – 1 балл.

 

Прилетели помочь марсианам.

Внимание! Мы друзья.

 

Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)

    

 

                                                   

Учитель:

Молодцы! С этим заданием справились оба экипажа. Но смотрите, инопланетный патруль тоже хочет нам, что-то сообщить. А может быть и предупредить.  Давайте попробуем догадаться, какое сообщение они пытаются нам передать.

Задание:

Какое сообщение передал инопланетный патруль. За правильный ответ присуждается – 1 балл.

                

Ответ: Внимание! Впереди ЧЕРНАЯ ДЫРА.

Учитель:

Задание было достаточно сложное, но вы справились и с этой задачей.

Учитель:

Пока мы летим до следующего испытания, у экипажей кораблей есть хорошая возможность заработать дополнительный балл. Для этого нужно ответить на вопрос по предыдущему заданию.

Вопрос: Назвать источник и приемник информацию, информационный канал и  вид обмена информацией.

Ответ: источник информации (мы) – приемник информации (инопланетяне),

источник информации (инопланетяне) – приемник информации (мы).

Информационный канал – биологический

Двусторонний обмен информацией.

Физкультминутка

Учитель:

Экипажи кораблей должны не только много знать и уметь, но и должны иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте сейчас сделаем небольшую физкультминутку.

На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение.

- Как живешь?

- Вот так! (Показ большого пальца)

- Как идешь?

- Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? 

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге) 

- Ночью спишь? 

- Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову) 

- Как берешь? 

- Вот так! (Протягиваем руку и захватываем воздух)

- А даешь? 

- Вот так! (Протянуть руку с открытой ладонью)

- Как шалишь? 

- Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)

- А грозишь? 

- Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу)

       Задание 5. Черная дыра.

Учитель:

Экипажи будьте наготове, мы подлетаем к чёрной дыре. Наша задача облететь её. Но чтобы это сделать, нам понадобится вспомнить, какой знак нарисовали нам инопланетяне? Подумайте, какой еще знак напоминает нам, их рисунок? (если дети затрудняются ответить на вопрос, то учитель может задать наводящий вопрос) А если мы немного повернём рисунок против часовой стрелки, то какой знак мы получим?

Ответ: @ - Этот знак в России называют «Собака».

Учитель:

Верно. Но вы уже знаете, что в других странах этот знак носит другое название. Например, в Америке – знак «at» (эт), а в Германии – «Висящая обезьяна».

Задание:

У каждого из экипажей есть бортовой компьютер, с помощью которых вы управляете кораблем. С его  помощью вы должны:

  1. Найти, какое название имеет этот знак в Венгрии и Японии (ученики находят нужную информацию с помощью сети Интернет).

 

  1. Войти в свой почтовый ящик, указав в соответствующем поле имя и пароль  (почтовые ящики заранее зарегистрированы на Mail.ru).

 

  1. Отправить письмо  с текстом из своего почтового ящика на адрес учителя  (обучающиеся обязательно должны заполнить поля Кому, Тема и ввести текст письма).

Ответ: В Японии – «значок а», в  Венгрии – «гусеничка», «червячок».

Учитель:

Вы все молодцы! Оба экипажа неплохо справились с этим заданием, и мы благополучно смогли облететь ЧЕРНУЮ ДЫРУ.

       Задание 6.  Книга жизни

Учитель:

Итак,  ребята наши корабли  плавно приближаются к планете Марс. Осталось совсем чуть – чуть.

– Ой, что это? Что-то непонятное …

По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно его поймать и изучить (по мере приближения дети понимают, что это книга).

Задание:

Чтобы поймать книгу оба экипажу получают две картинки, разрезанные на несколько частей. Необходимо собрать картинки и по картинкам назвать источник и приёмник информации,  информационный канал.

                    

Ответ:

1 картинка:

Источник  информации (дедушка) – приёмник информации (внучка)

Источник  информации (книга) – приёмник информации (дедушка)

Информационный канал – биологический

2 картинка:

Источников и приёмников информации – нет (мальчик не читает книги)

Учитель:

Нам удалось поймать книгу – это удача. Поверьте, что поймать объект в открытом космосе не так уж легко. Смотрите, она закрыта тремя большими замками. Наверно она хранит какию - нибудь важную информацию или  тайну вселенной. Оставим её на борту корабля?

Ответ: Да

Задание 7.  Планета Марс

Учитель:

И вот он красавиц Марс. Его жители радушно нас встречают. Вот выходит старейшина и приветствует нас. Но разве вы не заметили печаль в их глазах?

Оказывается, космические пираты украли у них «Книгу жизни». Эта книга важна для марсиан. Она поддерживает жизнь на их планете. Без неё планета погибнет.

Постойте!!!  А не та ли эта книга, которую мы поймали в космосе? (Да она) Видимо космические пираты не смогли её открыть, и бросили в открытом космосе. Великая тайна сокрыта в этой книге. Разгадав её, вы  обретете силу и богатство.

Радушные марсиане в награду за то, что мы вернули им «Книгу жизни»  согласились открыть нам её тайну. Но три замка мы должны открыть сами.

Задание:

Каждый экипаж получает набор карточек, на которых приведены примеры действий с информации. Чтобы открыть три замка, нужно разложить карточки на три группы: 

первая группа – хранение информации;

вторая группа – передача информации;

третья группа – обработка информации.

Запись в записной книжке, перевод с английского языка, просмотр телепередач, заучивание правила, решение задачи, запись песни на диск, разговор по телефону, разгадывание кроссворда, чтение книги.

Ответ:

Хранение

Передача

Обработка

  1. Запись в записной книжке;
  2. Запись песни на диске;
  3. Заучивание правила.
  1. Разговор по телефону;
  2. Просмотр телепередач;
  3. Чтение книги.
  1. Перевод с английского языка;
  2. Решение задачи;
  1. Разгадывание кроссворда.
  • Молодцы ребята! Вы открыли книгу. Как вы понимаете слова: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»?

Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)

В век информации – жизнь человека неразрывно связана с получением, обработкой, хранением и передачей  информации. С каждым годом становится всё больше информации и, если  человек располагает ценными знаниями, то он может добиться больших успехов в жизни.   

  1. Подведение итога урока
  2.  

Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Сегодня нет победителей и нет побежденных. Благодаря слаженной работе обоих  экипажей мы смогли спасти планету Марс и её жителей от гибели. Приобрели верных и надежных друзей. Получили силу целого народа планеты  Марс. Ведь не зря говорят: «Дружба – это сила».

Стали намного богаче. А богатство это знания, которые вы получили во время своего путешествия.

  1. Рефлексия
  2.  

Ребята, вам понравился урок?

Какой, на ваш взгляд был самый интересный момент?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Какое задание было самым трудным?

Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились?

Оцените урок пальцами одной руки, 5- если отлично, 4 – хорошо, и т.д.

Спасибо за работу. 


Полный текст материала Разработка урока по информатике "Путешествие в космос. Информация вокруг нас"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яшкина Оксана Павловна  yashkina_op
учитель информатики и ИКТ, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Советский"
07.04.2016 0 981 142
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0