«Если студенту интересно, он будет работать на паре, если нет — будет заниматься чем угодно, только не темой урока» — Анна Вечеркина


Анна преподает несколько спецдисциплин в колледже: основы программирования и баз данных, элементы математической логики, инженерную компьютерную графику, технологии создания Web-ресурсов и др. Ее студенты активно работают на занятиях, принимают участие  в различных проектах. Как удается Анне, молодому преподавателю, заинтересовать студентов такими сложными предметами — об этом в нашем интервью.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

— Анна, большая часть ваших студентов — парни. Насколько актуальны для вас проблемы дисциплины, посещаемости, употребления алкогольных напитков студентами?

— Как ни странно, но с ребятами мне легко находить общий язык. Им свойственна прямолинейность: если они с чем-то не согласны, скажут. С дисциплиной проблемы возникают редко, и всегда находится решение.

С прошлого года придумала систему «Желтых карточек» (аналогия с игрой в футбол) — нарушители дисциплины (в основном, опоздавшие на пару) получают индивидуальные задания. А ярые нарушители могут и «красную карточку» с заданиями повышенной сложности получить.

Конечно, студенты все разные: кто-то мотивирован на учебу, кто-то нет. Но работая, я пришла к выводу, что главная мотивация — это интерес: если студенту интересно, он будет работать на паре, если нет — будет заниматься чем угодно, только не темой урока. Ребят очень мотивирует на работу легкий дух соперничества, поэтому периодически в рамках учебной практики я устраиваю конкурсы, игры, а также  использую интерактивные методы обучения: дебаты, квесты, творческие задания, метод работы в малых группах, метод творческих проектов, интерактивные лекции и т.п.

— На какие темы вы проводите дебаты и квесты по преподаваемым вами предметам? Мне кажется, что эти формы работы больше подходят для предметов гуманитарного цикла.

— Для дебатов обычно выбираю такие вопросы (темы), чтобы было две точки зрения «Занятие фрилансом — за и против», «Служба в армии — за и против». Причем группу делю не по тому, какого мнения придерживается каждый из участников, а случайно. Так в команде «за» может оказаться тот участник, который имеет позицию «против», но ему приходится искать положительные аргументы, что позволяет взглянуть на вопрос под другим углом.

Что касается квестов, то в этой форме я провожу не занятия, а мероприятия воспитательного характера. Например, в этом прошлом году мы с группой организовали квест для первокурсников по передаче традиций.

— Как сделать материал урока доступным для понимания? Много ли времени Вы уделяете повторению материала?

— Правильность, на мой взгляд, в доступности материала, то есть то, что я рассказываю, должно пониматься моими студентами. Можно много и умного говорить на парах, но толку от этого не будет, если студенту будет сложно воспринимать и понимать информацию. И часто слышу от студентов вопрос «А зачем нам это нужно?», поэтому всегда стараюсь привязать материал урока к практическому применению в их будущей профессии.

— Анна, я время от времени вижу ваши фотографии Вконтакте, где вы находитесь в удивительно красивых местах. Судя по подписям, вы бывали на Кавказе, Домбае, сплавлялись по рекам на байдарках и вообще любите активный отдых. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось?

— В апреле 2015 года моя коллега и старший наставник Галина Николаевна Чернобрывенко, которая на тот момент вела в нашем колледже секцию спортивного туризма, зашла в мою группу и предложила ребятам прийти на тренировку на скалодром, и я напросилась пойти вместе с ними. Тот год стал переломным в моем мировоззрении.

Походы в горы, ночевки в палатке и посиделки у костра заставляют смотреть на многие вещи по-иному. Еще полтора года назад я и представить себе не могла, что буду спускаться на восьмерке (самое распространенное спусковое устройство для скоростного спуска на крутых и отвесных стенах — примечание ЕП) с сорокаметровой высоты или открывать водный сезон в феврале. Все это помогает переосмыслить такие понятия как доверие, взаимопомощь, поддержка. Знания, опыт и эмоции, которые я приобретаю — бесценны. Огромное спасибо тем людям, которые помогают их получать.

— То есть вы ходите в походы с коллегами и вашими студентами. Вас не напрягают такие близкие отношения с ними? Все-таки хочется разделить дом и работу, и если это отдых, то о работе и не вспоминать. Наверное, трудно не говорить о работе, колледже в таких походах?

— Нет, иногда наоборот полезно оказаться со студентами и коллегами в неформальной обстановке. Узнаешь людей с новой стороны, и пока только с лучшей. Студентам сразу нужно дать понять, что «дружба дружбой, а служба службой», и тогда все будет нормально. О работе в походах говорим редко, больше вспоминаем прошлые походы, смеемся над курьезными случаями.

— Анна, вы не только преподаете, активно путешествуете по стране, но и ведете с вашими студентами газету. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в газете.

—Да, Екатерина, вы правы — я являюсь руководителем редакции студенческой газеты «Союз СП» (Союз Студентов и Преподавателей). Газета издается на уровне колледжа с 1996 года, а в 2015 году мы решили перевести газету в электронные формат.

Ребята из редакции учились на третьем курсе, и у них была практика по сайтостроению, где мы вместе смогли реализовать задуманное. Но позднее мы столкнулись с проблемой — «Законе о персональных данных» и тем, что ресурсы образовательных организаций должны находиться только на серверах РФ. Пришлось деятельность сайта приостановить. Пока ведем группу ВКонтакте (https://vk.com/soyuzsp). Задумка в том, чтобы сделать газету более неформальной: писать на темы, волнующие современную молодежь, правильными словами помогать им ориентироваться в этом мире, мыслить критически («Жалкая подачка», «Сосед Колька»), не бояться иметь свое мнение и высказывать его. Проводим необычные конкурсы («Селфи с преподавателем», «Один день из моей жизни») или соцопросы на злободневные или вечные вопросы («Легко ли взять справку в медпункте?», «Есть ли дружба между парнем и девушкой?»). Ну и жизнь колледжа тоже не забываем освещать.

Обычно к нам в редакцию приходят студенты с первого или второго курса и сотрудничают потом на протяжении всего обучения. Ребята очень инициативные и разносторонние: одни увлекаются компьютерным дизайном, вторые видеосьемкой, третьи программированием, четвертые отлично пишут статьи, пятые активно общаются с читателями — каждый находит дело по душе. У нас отличная команда, и благодаря совместным усилиям газета продолжает жить и развиваться вот уже двадцатый год.

— Мне кажется, что внеаудиторная работа (походы, проекты, создание газеты колледжа) играет огромную роль в воспитании студентов, отсюда и их мотивация. Если бы этого не было в вашем колледже и в вашей работе, что бы изменилось?

— В нашем колледже воспитательная работа ведется очень обширная, работает множество молодежных объединений по разным направлениям: спортивные, творческие, культурные, военно-патриотические, самоуправленческие. Так что кроме учебы, каждый студент может выбрать и развиваться в том направлении, которое ему интересно. Иначе бы студентам было бы скучно учиться, а нам — работать.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: