Классный час на тему: "Знакомство со значением символа матрешки в истории русского народного искусства"; начальные классы

Классный час на тему: "Знакомство со значением символа матрешки в истории русского народного искусства"; начальные классы

Цель и планируемый результат: Познакомить со значением символа матрешки в истории русского народного искусства.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с матрешкой, историей ее возникновения.
  2. Создать условия для развития творческого мышления и воображения.
  3. Формировать бережное отношение к русской культуре, уважение к традициям русского народа.

Оборудование: для учителя: интерактивная доска, аудиозапись, матрешка, иллюстрация матрешки, разрезанная на несколько частей (одна на парту), белье.

Ход классного часа:

Учитель:  Ребята, тему для нашего классного часа я выбрала необычную. Послушайте стихотворение и подумайте, чему будет посвящен классный час?

Слушают стихотворение Э.Успенского «Матрешка»

Учитель:  Чему будет посвящен классный час?

Учащиеся:  Матрешке

Слайд 2.   

Учитель:  Вам интересна эта тема? Почему?

   Ответы детей

Учитель:  Что вы хотите узнать о матрешке?

Учащиеся: Почему «Матрешку» так назвали?

Кто ее придумал?

Как изготавливают матрешек? Сколько матрешек внутри?

Изготавливают ли матрешек в других странах?

Учитель записывает вопросы детей на интерактивной доске. Слайд 3.

Учитель:   Я вам предлагаю вместе поискать ответы на эти вопросы.

Учитель:  Скажите, какие слова вам приходят в голову, когда вы слышите слово «Матрешка»?

Учащиеся:- деревянная игрушка

- состоит из нескольких игрушек

- красиво расписанная

Слайд 4. Учитель пишет ассоциации на интерактивной доске

Учитель:   Сформулируйте понятие, опираясь на записи. Что такое матрешка?

Дети формулируют понятие.

Учитель:  Существует научное понятие. Как вы думаете, где мы можем его посмотреть?

Учащиеся: В интернете, в Толковом словаре

Учитель:  Прочитайте, что такое «матрешка»?

Учащиеся: Деревянная расписная кукла грушевидной формы, разъёмная посредине, в которую вставляются вложенные друг в друга куклы меньшего размера.

(Дети читают определение в Толковом словаре С.И.Ожегова)

Учитель:  Похоже то определение, которое мы сформулировали, на то, которое мы только что прочитали?

Учащиеся:  Да, мы сформулировали похожее определение.

Физкультминутка.

Учитель:  Сейчас я предлагаю поиграть в матрешек. Будет звучать музыка, девочки будут изображать матрешек, а мальчики хлопать, если матрешки им понравились. Звучит песня «Мы веселые матрешки» Слайд 5.

Учитель:  Вернемся к нашим вопросам.  Вам интересно, кто придумал матрешку? Я вам хочу рассказать.

Изобретение формы русской матрешки принадлежит токарю В.П.Звездочкину Слайд 6. Первая матрешка была изобретена около 100 лет назад. Прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика Фукурумы, голова которого была вытянута вверх от многочисленных раздумий, в которой находилось несколько фигурок, вложенных одна в другую. Слайд 7. Расписал первую матрешку Сергей Малютин, она была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и т.д. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. Слайд 8,9.

Учитель:  Как вы думаете, почему эти фигурки были расписаны именно так.                                                                                                       

Учащиеся: Эти фигурки напоминают семью. От старших  детей к младшим.

Учитель:  Вы правы. Матрешка – это символ материнства, плодородия, продолжения рода. Про матрешку говорят – матрешка – символ русской души. Как вы это понимаете?

Учащиеся: Русские люди добрые, красивые, они любят своих детей, заботятся о близких. Все эти качества отражены в матрешке. Она красивая, добрая, как мама, рядом с ней ее дети.

Учитель:  Вы правы. В матрешке соединены ценности русского народа: материнство, семья, единство, душевное тепло, покровительство, трогательная забота о близких.

Учитель:  А как вы думаете, почему матрешку так назвали? Давайте проведем исследование. Посмотрите на доску. Выберите вариант, который на ваш взгляд является правильным. Слайд 10

Учитель:  Поднимите руку, кто считает, что название «матрешка» произошло от женского имени. Докажите.

Учитель:  Поднимите руку, кто считает, что название «матрешка» связано со словом «мама». Докажите.

Дети доказывают свое мнение.

Учитель:  Вы все правы, т.к. слово «матрешка» произошло от имени «Матрена», это имя было очень популярным раньше. Имя «Матрена» в переводе с латинского означает «мать семейства». Ласково Матрену называли Матрешей. И игрушке дали имя Матреша, Матрешка.

Учитель:  Посмотрите, у вас на столе матрешка, она разрезана. С соседом по парте соберите матрешку. (Приложение 1)

Работают в паре, собирают матрешку.

Учитель:  Посмотрите на свои матрешки, и на ту, которая у меня на доске. Расскажите, как расписаны матрешки? Слайд 11

Учащиеся: Лицо представляет собой овал, волосы спрятаны под платок, видны только кудряшки. На лице изображаются глаза, брови, нос, рот. Мы видим рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформлены цветочным узором. В руках может быть корзинка с цветами, петух, хлеб, цветок.

Учитель:  Как вы думаете, почему матрешки расписаны по-разному?

Учащиеся: Каждый мастер хотел превзойти других мастеров, в каждой области матрешки расписывались по-своему.Слайд 12.

Учитель:  Первоначально русская матрешка всегда вмещала 8 фигурок. И, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрешки были окрашены в один из цветов радуги. Какие цвета радуги вы знаете?

Самая маленькая матрешка была красной, а самая большая – фиолетовой.

И это не случайно. Красный цвет символизирует энергию, силу. Оранжевый – продолжение рода. Желтый - здоровье. Зеленый – силу духа. Голубой – общение с людьми. Синий – знание об устройстве мира. Фиолетовый – гармонию. Как вы думаете зачем все эти цвета использовались в матрешке?

Учащиеся: Матрешка – символ семьи, а в семье должны быть все эти составляющие.

Учитель:  Посмотрите на доску, что здесь изображено? Можно ли эти фигурки назвать матрешками?

Учащиеся: Нет, они напоминают матрешки, но в них нет смысла. Они не имеют ничего общего с семьей и с традициями русского народа. Слайд 13.

Учитель:  Я хочу предложить вам почувствовать себя мастерами и расписать матрешку. Я вам выдам заготовку, которая называется «белье». Вы сможете ее расписать.

Слайд 14.

Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполниться, причем, чем больше труда вложено в матрешку, чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрешки, тем быстрее желание исполниться.

Учитель:  Мы сказали, что в каждой области свои матрешки. Существует Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская матрешки.  Как вы думаете, есть ли Вологодская матрешка?

Ответы детей

Учитель:  Вологодская матрешка существует, ее разработали мастера «Губернаторского колледжа народных промыслов» для участия в проекте «Движение без опасности». Каждый регион представлял свою матрешку. Наша матрешка представляет собой кружевную красавицу Вологодчины, основным фоном был выбран синий цвет, символизирующий Север, холод, мороз. Слайд 15.

Учитель:  В нашей стране есть музеи матрешек. Слайд 16

Учитель:  В Московском музее матрешек представлена самая маленькая в мире матрешка, высотой всего 1,1 мм. Изобрел ее Анатолий Коненко.

Учитель:   Как вы думаете, а в других странах есть матрешки?

Учащиеся: Матрешки изготавливают в России. В другие страны их привозят из России в качестве сувениров.                                                                                                          

Учитель:  Посмотрите на доску. Здесь изображена самая большая в мире матрешка, высота более 30 м. Она находится в китайском городе Манчжурия. На матрешке изображены китайская, монгольская и русская девушки. Вокруг расположены маленькие матрешки, на которых изображены знаменитые люди. Как вы думаете зачем в китайском городе русская матрешка?

Слайд 17.

Учащиеся: Матрешка построена в знак дружбы и уважения к русской культуре, русской душе.

Слайд 18.

Учитель:  Также матрешки можно увидеть в турецком городе Анталия. В Анталии живет много русских, и для них в знак дружбы и уважения на площади построили матрешки.

Учитель:  Интересно, что в Турции русское телевидение называется Матрешка ТВ.

Учитель:  Мы вместе постарались ответить на все ваши вопросы. Расскажите мне, что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к матрешке? Понравился ли вам классный час?

Ответы детей

Учитель:  Как вы думаете, почему именно эту тему я взяла сегодня на классный час?

Ответы детей.

Учитель:   Я очень хочу, чтобы вы как можно больше узнали о нашей культуре, бережно относились к традициям русского народа, берегли и ценили своих родителей.

Спасибо за внимание!


Полный текст материала Классный час на тему: "Знакомство со значением символа матрешки в истории русского народного искусства"; начальные классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куренкова Дарья Константиновна  daryakur
учитель начальных классов, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №18" г. Вологды
26.01.2016 0 1181 195
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0