Разработка воспитательного часа "Ролевой портрет семьи"; 6-11 класс


Ф.И.О: Сапаргалиева Гульнар Кадыровна

Место работы: Коммунальное государственное учреждение «Мичуринский детский дом»;

Должность: Воспитатель;

Разработка воспитательного часа

на тему: «Ролевой портрет семьи»

Казахстан, Павлодарская область, 2016 год.
























Возраст: 6-11 классы.

Тема воспитательного часа: Ролевой портрет семьи

Цель: Формирование ответственного отношения к планированию будущих семейных отношений;

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к понятиям «Семья», «Брак»;

2. Ознакомить с ролью мужчины и женщины в семье;

3. Способствовать развитию воображения, выработке правильных представлений о семейных ценностях;

Ожидаемый результат:

1.Умение анализировать жизненные ситуации и делать правильные выводы;

2.Знание роли мужчины и женщины в семье, применение к себе этих ролей;

3.Ценностное отношение к понятиям «Семья», «Брак»;

4.Умение ставить правильные цели и стремиться к их достижению.

Предварительная работа: подготовка карточек с вопросами, сочинение стихотворения, подготовка слайда, мини-сочинение «Что такое семья».

Оборудование: видеоматериал, слайды со словами для размышления, листочки с кружками для ролевого портрета, картинки с жизненными ситуациями.

Ход занятия:

Вступительное слово воспитателя (звучит музыка).

Роль в театре на сцене или в кино играет актер, но образы героев обычно берутся из жизни. В любой сфере человеческого общества, есть определенные сферы влияния, где человек может сыграть положительную роль, когда добросовестно исполняет свои обязанности, и отрицательную роль, если пренебрегает той ответственностью, которая на него возложена. В нашем обществе есть мужчины и женщины, давайте поразмышляем над той ролью и ответственностью, которая на них возложена.

1.Мозговая атака:

Воспитатель: что означает слово «Роль»? Какие бывают роли? (положительные, отрицательные). В каких случаях они положительные, а в каких отрицательные?

(положительные, если человек исполняет свои обязанности, несет ответственность за свои поступки, творит добро. Отрицательные, если причиняет своими поступками вред обществу и близким людям, является носителем зла). Как устроена настоящая семья? Какие роли в ней есть? Назовите ролевые портреты мужчины и женщины.

Дети называют: отец, муж, сын, друг, брат, мать, жена, дочь, подруга, сестра.

2.Индивидуальная работа: «Мой портрет в лучах солнца»

Воспитатель: А теперь возьмите листочки, сделайте круг и нарисуйте лучики в разные стороны, напишите в центре слово (мать, отец, сын, дочь, друг, муж, жена), которое у вас на листочке и опишите качества или ролевой портрет этого слова на лучах.

(на работу дается 2-3минуты)

Далее идет анализ детей, каждый зачитывает ролевой портрет и объясняет.

(Дети дополняют друг друга).

Отец: сильный, мужественный, честный, ответственный, добрый, внимательный; защищает, обеспечивает, заботится, является главой семьи, воспитывает, любит, планирует жизнедеятельность семьи, отвечает за дисциплину и порядок в доме, зарабатывает деньги для семьи.

Мать: нежная, ласковая, добрая, строгая, любящая, заботливая, честная, верная мужу, без вредных привычек; следит за чистотой и уютом, контролирует поведение детей, воспитывает, помогает, создает уют.

Муж: любящий, заботливый, верный, добрый, внимательный, чуткий, терпеливый, заботливый, трудолюбивый.

Жена: уважительная, терпеливая, смиренная, любящая, ласковая, несварливая, заботливая, хозяйственная, мудрая, трудолюбивая.

Сын: послушный, исполнительный, добросовестный, честный, помощники т.д.

Дочь: послушная, аккуратная, дисциплинированная, честная, открытая, помощница, трудолюбивая и т.д.

Сестра: нежная, заботливая, помощница, чуткая, внимательная.

Брат: сильный, мужественный, ответственный, серьезный, помощник родителям во всем.

Воспитатель: «Дети, запомните эти ролевые характеристики и примите на себя эти роли, потому что вы будущие отцы, матери, жены, мужья. А в данное время, вы для кого то являетесь братом или сестрой».

3. Игра «Ворота»

Воспитатель: Дети, часто по глазам можно определить настроение человека. Как вы думаете, почему глаза названы зеркалом души? (Дети размышляют и дают свои ответы) Да, потому что весь внутренний мир и состояние души отображается в глазах. Какие эмоции могут отображать глаза? (Ответы детей) Гнев, радость, беспокойство, разочарования, обиду, любовь, сомнение и т.д. Можно по глазам прочитать все, что хочет человек сказать. Давайте поиграем в игру «Ворота» и попытаемся читать по глазам.

Условия игры:

Дети встают в круг, берутся за руки, заранее договариваются, кто будет воротами. Водящий встает в центре круга, пытается по глазам догадаться, какой ребенок является воротами. Тот ребенок, которого угадали, становится водящим. Дети должны все внимательно смотреть на водящего и пытаться его обмануть. Игра создает позитивную и непринужденную атмосферу. Дети расслабляются.

  1. Стихотворение

Воспитанник:

Как часто мы играем роль,

которую нам навязали.

Родители, друзья, порой,

Нас судят внешне, по морали.

А кто заглянет к нам вовнутрь

Там столько боли, слез, печали

Там стыд, раскаянье, едва ли

Хоть кто-то сможет все понять.

Но научиться побеждать

Ошибки, грубость и насмешки

Должны мы, ведь и пожинать,

Что сеем, нам придется с треском.

Быть добрым людьми всегда,

Нам нужно, чтобы состояться

Как муж, отец, мать и сестра,

И с ролью этой нам справляться.

Уметь прощение просить,

Слова «Прости, погорячился»

Откроют снова дружбы дверь.

Помогут нам всегда мириться.

А в будущем нас ждет семья

Работа, дети и общенье

И силу добрых слов тогда

Оценим быстро, без сомненья.

  1. Работа с наглядным материалом. Слайды.

Воспитатель:

Слайд №1:«Любовь, вера, надежда, положительная роль, ответственность, честность, уважение, тактичность, вежливость, смирение, доброта, милосердие, прощение, понимание, доверие, целеустремленность» - позитивные качества.

Каждое слово несет с собой определенный смысл. Наша задача сегодня поразмышлять над теми словами, которые перед вами. Вникнуть, принять или отвергнуть.

Дети вслух произносят слова. Говорят: « Принимаю…»

Слайд №2: Отрицательные качества: «Ложь, лень, алкоголь, воровство, подлость, легкомыслие, жестокость, ненависть, неверность, раздражение, безответственность, курение, злоречие». Дети могут добавлять свои качества.

Дети говорят: «Отвергаю…»

  1. Зачитывание мини-сочинений (домашнее задание). Анализ.

  2. Видеоматериал о браке (3 минуты)

Воспитатель: Что такое семья? С чего начинается семья? Как вы понимаете слово «Брачный завет»? Какие семьи являются благополучными и какие неблагополучными? (ответы детей)

Вывод: семья – это совместное проживание группы людей (отец, мать, дети и т.д.), скрепленное родственными узами. Семья необходима для каждого. Мужчина и женщина соединяются в браке, дают обещания друг другу в верности, создают семью и рождают детей, чтобы заботиться и воспитывать их. Без семьи человек бывает одинок. Ему в равной степени необходима и материнская любовь, отцовская забота и свой дом. Каждый из вас имеет будущее и это будущее в ваших руках. Вы можете уже сейчас принять решение, каким вы будете, и что будете иметь. Никто не может заставить вас быть положительными или отрицательными людьми. У вас есть воля, выбор. Просто вы должны знать, что для достижения успеха в своей жизни, нужна цель, и важно стремиться к ней.

Запомните слова, которые на слайде. Вам дано воображение, с помощью которого вы можете мысленно представить себя с положительными качествами. А также вам нужно учиться мысленно отвергать все плохие качества, представляя их негативные последствия.

7.Индивидуальная работа «Жизненные ситуации»

Раздаются листы с рисунками, в них различные жизненные ситуации. Дети рассматривают, анализируют листы, делают выводы.

  1. Брат и сестра поссорились. Как им помочь?

  2. Ребенок обманывает родителей. Прогуливает уроки. Как поступить родителям?

  3. Мою сестренку обидели. Как правильно отреагировать?

  4. Как чувствует себя ребенок, если родители пьют?

  5. Как сделать приятное своей семье?

  6. Как можно помочь своим родителям, если они болеют?

  7. В каких случаях нужно быть очень строгим и наказывать детей? За какие проступки?

  8. Вывод: Для того чтобы избежать этих плохих обстоятельств, деградации, нам нужно твердо знать, какую семью мы хотим. Какую роль мы хотим играть в жизни людей. Нельзя к своей жизни относиться легкомысленно, ведь мы сами определяем свое будущее. Нужно брать ответственность на себя и быть целеустремленными и твердыми во всем. Знание свое роли поможет вам избежать ошибок в будущем.

8. Рефлексия. Незаконченный тезис.

Дети передают цветы друг другу и говорят: Я буду хорошей матерью, отцом, мужем, женой...

«Семья – это …»

За тем вновь встают из своих мест и грают в игру «Ворота».

















Полный текст материала Разработка воспитательного часа "Ролевой портрет семьи"; 6-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сапаргалиева Гулнар Кадровна  пилигрим0166
13.04.2016 0 20323 1789

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК